Минский городской исполнительный комитет
Першамайскі раён – светлай мары крыніца
Версия для слабовидящих
Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования.
Право на выплаты по государственному социальному страхованию приобретается в зависимости от уплаты взносов на государственное социальное страхование на соответствующие страховые случаи.
К случаям, при наступлении которых застрахованные граждане приобретают право на выплаты по государственному социальному страхованию, относятся:
По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:
Вместе с тем, до настоящего времени остается актуальной проблема, когда заработная плата выплачивается работникам «в конверте» и не отражается в бухгалтерском учете организаций. Нередко фактическая заработная плата некоторых работников коммерческих организаций значительно выше той, которая отражена в бухгалтерских документах, а разница в сумме выплачивается «в конверте».
Выплачивая заработную плату «в конверте», руководители организаций фактически уходят от отчислений в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда). Однако стоит помнить, что обман государства порой обходится дорого.
В то же время физические лица, получающие заработную плату «в конверте», с которой не удержаны и не перечислены отчисления в бюджет фонда, теряют право на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии, исчисление которых, производится исходя из официальной, отраженной в бухгалтерском учете организации, заработной платы.
И рано или поздно физические лица, получающие заработную плату «в конверте» сталкиваются с последствиями противозаконной формы оплаты их труда и остаются не с чем.
А разрешать возникшие проблемы приходится государственным органам и суду.
Следует помнить, что в стаж работы для назначения трудовых пенсий по возрасту засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании[1].
При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии установленного Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII«О пенсионном обеспечении» стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда[2]. До 1 января 2017 г. продолжительность такого стажа составляла не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет, так в 2019 г. его продолжительность должна быть не менее 17 лет и т.д.
Ю.В. ЮХНОВЕЦ,
начальник Первомайского районного отдела
Минского городского управления
Фонда социальнойзащиты населения
Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь
[1] Статья 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII«О пенсионном обеспечении»
[2] Статья 5 ЗаконаРеспублики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII«О пенсионном обеспечении»