Минский городской исполнительный комитет
Першамайскі раён – светлай мары крыніца
Версия для слабовидящихОб отношениях с Минском, учениках и секрете долголетия корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала актриса, режиссер, профессор Белорусской государственной академии искусств Маргарита Касымова.
Ею нельзя не восхищаться. Впечатляют не только талант и многочисленные награды. Располагают искренность, отношение к жизни. Маргарита Наимовна говорит то, что думает, и не идет на компромисс с совестью.
— Что вас интересует? Обо мне так много писали. Давайте попробуем рассказать что-то новое.
Что-то новое — это то, чего нет в энциклопедиях и публикациях СМИ. То сокровенное, что осталось за кадром.
— Даже в страшном сне не могла представить, что когда-нибудь уеду из Душанбе, — начинает разговор собеседница, — но в 1992 году в Таджикистане началась гражданская война. До последнего надеялась, что все образуется, — свой же народ, пока однажды в очереди за хлебом не избили мою 80-летнюю мать. На следующий день пришел милый молодой человек. Он извинился и сказал, что мы должны принять мусульманство, тогда больше ничего угрожать не будет. За четыре месяца до случая с мамой после выступления на митинге меня сбила машина, с множественными переломами долго пролежала в больнице. Тогда я позвонила ныне покойному Вите Турову. Он сказал: «Бери маму — и немедленно приезжайте в Минск. Кусок хлеба разделим поровну». С тех пор мой дом — белорусская столица.
Признается, что город ее долго не принимал.
— Это нормально, — рассуждает режиссер. — Другая страна, другой климат, менталитет. Я бы соврала, сказав, что Минск ждал меня с распростертыми объятиями. Ничего подобного! Было очень трудно.
Несмотря на звания и ордена, в 50 лет она все начинала с нуля!
Вспоминает, что первое время работала менеджером в коммерческом отделе «Беларусьфильма». Денег ни на что не хватало. Где-то через полгода из общежития Минского тракторного завода переселилась в однокомнатную квартиру в Малиновке и получила российское гражданство (белорусского нужно было ожидать 7 лет).
— Угнетали безденежье и серость, — продолжает Маргарита Наимовна. — Холодное время года само по себе малоприятно, а вокруг еще люди в темном. Нет красного, белого, голубого — одни коричневые кожанки и черные «матрасы».
Через пару лет ее отношения с Минском стали теплеть. И она тоже начала оттаивать. Переехала из Малиновки ближе к центру, гуляла с мамой по улицам белорусской столицы.
— В свою нынешнюю квартиру перебрались с пианино, зеркалом и доставшимся от бабушки письменным столом — нехитрым скарбом, который привезла из Таджикистана, — рассказывает профессор. — Ремонт и обустройство своего жилища начинала с чистого листа. Почему здесь только три стула? Покупала на распродаже, больше не было.
Вот уже более четверти века она восхищается красотой белорусских женщин и чистотой столицы — город стал ей родным.
— Это не подхалимаж, я очень взрослый человек — в следующем году исполнится 80, — улыбается собеседница. —Благодарна за возможность жить и работать в прекрасной стране.
Она признается, что общение со студентами доставляет ей небывалую радость.
— Я не умею гладить по головке и сюсюкать, — делится Маргарита Наимовна. — Все, что думаю, говорю в глаза. Поэтому многие меня не любят. Со мной нельзя договориться: если педагог берет взятку борзыми щенками, как в комедии Гоголя «Ревизор», это подло. За профнепригодность отчисляю: не умею идти на компромисс, когда вижу, что у студента нет таланта. На мой взгляд, такой исход лучше, чем тянуть пять лет, а потом изображать восьмое дерево в седьмом ряду.
Педагог отмечает: требовательность к себе и окружающим — качество, выработанное профессией, но к своим ученикам она относится с большой любовью.
— На третьем курсе ВГИКа мы делали курсовые проекты, и я поехала на Памир, на самую высокогорную метеостанцию в мире, — рассказывает собеседница. — На всесоюзный экран вышла картина «В ледяном сердце Памира». Сейчас мой бывший студент Андрюша Гринько снимает первый в Беларуси фильм ужасов. Я за него рада!
За ее спиной десятки картин (Касымова дебютировала на кинофестивале союзных республик в 1962 году), но всякий раз перед премьерой волнуется.
— Думаете, Эльдар Рязанов, будучи мэтром кинематографа, не дрожал, словно школьник? — восклицает режиссер. — Когда творческие люди перестают переживать за свое дело, грош им цена!
Считает, что люди не должны убивать в себе детскую наивность.
— Помните картину режиссера Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими»? — говорит она. — В детстве мы смотрим на деревья во дворе широко открытыми глазами, удивляемся их высоте, радуемся — ощущаем себя счастливыми. Когда взрослеем, видим эти же деревья иначе. Важно сохранить непосредственный, живой интерес ко всему в жизни.
По линии матери Маргарита Касымова происходит из интеллигентной петербургской семьи. Дедушку Дмитрия Сергеевича Ковалева после 1917 года расстреляли: он был богатым человеком. Бабушка и ее четыре дочери выжили.
— Бабуля Ольга Ивановна дружила с Иоанном Кронштадтским, ныне возведенным в ранг святых, — говорит Маргарита Наимовна. — В 1941 году она крестила меня в Никольском соборе Ленинграда, с тех пор я верую в Бога. Правда, в церковь хожу не каждый день, но живу со Всевышним в душе.
Режиссер вспоминает, что бабушка прививала ей хорошие манеры, а главное, учила общаться с людьми (снимая детские фильмы, Касымова даже с малышами разговаривала на вы). А мама Анна Дмитриевна Ковалева вложила в нее душу. Благодаря ей она шесть лет проучилась в хореографической школе (до сих пор держит спину прямо), окончила фортепианное отделение музыкальной школы, поступила во ВГИК.
— Спросите, почему я хорошо выгляжу в 80 лет? — улыбается Маргарита Наимовна. — Это гены и советы бабушки. Она учила: чтобы лицо оставалось молодым, нельзя завидовать — у каждого своя судьба, не стоит желать другим зла — оно вернется сторицей. Какие бы трудности нас ни подстерегали на пути, нужно высоко держать голову и радоваться жизни. Земля такая крохотная, непонятно, что мы делим на ней, зачем бряцаем оружием. Помните, один восточный поэт писал: «Бывают памятники выше или ниже, но глубина могил у всех одна».
Справочно
Маргарита Касымова — актриса, режиссер-постановщик киностудий «Таджикфильм» (первая женщина-кинорежиссер в Центральной Азии) и «Беларусьфильм». Сняла 16 художественных и 30 документальных фильмов. Среди них детские картины «Лето 1943 года», «Жили-были в первом классе», «Маленький боец», «Зорка Венера», «Бальное платье». И взрослые — «Дороги бывают разные», «А счастье рядом», «Аз воздам», «Соблазн».
Снималась в таджикских фильмах «Взлетная полоса», «Преступники и адвокаты», «Первая любовь Насреддина». Побывала на Каннском международном кинофестивале в качестве гостьи из Таджикистана. За ленту «Сегодня и всегда» получила первый приз на фестивале женского кино в Сан-Франциско.
С 2010 года преподает в Белорусской государственной академии искусств. Художественный руководитель курса «Режиссура художественного фильма».
Заслуженный деятель искусств Таджикистана. Член Союза кинематографистов Беларуси. Награждена медалью и орденом Франциска Скорины, удостоена награды МИД РФ «За укрепление дружбы».
Среди многочисленных достижений Касымовой — призы за кинофильм «Сын за отца» (совместно с Николаем Еременко) на международных конкурсах в Южной Корее, Сербии, фестивалях «Кинотавр», «Лiстапад». Приз «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Чехии за картину «Бальное платье».