Минский городской исполнительный комитет

Администрация Первомайского района г.Минска

Першамайскі раён – светлай мары крыніца

Версия для слабовидящих
  • 220012, г. Минск, пер. К.Чорного, 5
  • Тел.: +375 17 3577747
  • факс: +375 17 3978545
  • Пн-чт: 8.45 - 18.00
  • Пт: 8.45 - 16.45

1151

Несмотря на конкретные требования трудового законодательства и независимо от количества работников почти во всех организациях встречаются отдельные нарушения в области охраны труда. Как показывает практика, многие нарушения могут иметь отрицательные последствия как для работников, так и для нанимателей. Рассмотрим наиболее характерные ошибки в сфере охраны труда, которые часто допускают организации, и возможные последствия этих ошибок.

Не проведение инструктажа и проверки знаний по охране труда

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 55, п. 2 ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) при организации труда работников наниматель обязан обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 55 ТК наниматель обязан отстранять работников от работы в случаях, предусмотренных ТК и законодательством.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 49 ТК наниматель обязан в том числе не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, проверку знаний по охране труда.

Инструктаж по охране труда в зависимости от характера и времени проведения подразделяют на:

  • вводный.

Проводится инженером по охране труда или специалистом организации, на которого возложены эти обязанности, с лицами при приеме их на постоянную или временную работу в организацию;

первичный на рабочем месте до начала работы.

Проводится с лицами:

принятыми на работу;

переведенными из одного подразделения в другое или с одного объекта на другой;

участвующими в производственном процессе, привлеченными к работам (оказанию услуг) в организации или выполняющими работы (оказывающими услуги) по заданию организации (по заключенному с организацией договору);

с работниками других организаций, в том числе командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации;

  • повторный.

Проводится не реже одного раза в шесть месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг);

внеплановый.

Проводится при:

принятии новых нормативных правовых актов;

изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования и других факторов, влияющих на безопасность труда;

нарушении нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

перерывах в работе по профессии (в должности) более шести месяцев;

поступлении информации об авариях и несчастных случаях, произошедших в однопрофильных организациях;

по требованию представителей уполномоченных органов, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда, при нарушении нормативных правовых актов;

  • целевой.

Проводится при:

выполнении разовых работ;

ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;

проведении экскурсий в организации.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица).

Как уже упоминалось выше, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, проверку знаний по охране труда, в том числе не по своей вине (при не проведении инструктажа, проверки знаний по охране трудананимателем).

В данном случае при отстранении работника от работы ему производится оплата за все время отстранения от работы не ниже двух третей установленной ему тарифной ставки (оклада) (ч. 5 ст. 49 ТК).

В период отстранения работник вправе уволиться с работы по общим основаниями и правилам.

По истечении срока отстранения должны быть решены вопросы допуска к прежней работе, перевода на другую работу или увольнения.

Об отстранении работника от работы в организации должен быть издан приказ (распоряжение) нанимателя.

Запись об отстранении от работы в трудовую книжку не вносится.

Не проведение инструктажа и проверки знаний по охране труда может являться причиной:

  • несчастного случая на производстве;
  • неосознанного нарушения работником требований охраны труда, невыполнения требований техники безопасности;
  • направления предписания государственного инспектора об устранении нарушения;
  • привлечения должностного или другого уполномоченного лица нанимателя к административной ответственности за нарушение требований по охране труда по ст. 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП);
  • судебного спора с пострадавшим или наказанным за нарушение охраны труда работником.

Также при нарушениях правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, которые повлекли по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, в том числе двум и более лицам, смерть человека либо двух и более лиц, должностное лицо, ответственное за их соблюдение, в соответствии со ст. 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь привлекается к уголовной ответственности.

Нарушение режима труда и отдыха работников

Режимы труда и отдыха фиксируются в трудовом договоре согласно п. 6 ч. 2 ст. 19 ТК только в тех случаях, когда они отличаются от общих правил, установленных нанимателем (например, при более раннемприходе на работу и уходе с нее по сравнению с распорядком, предусмотренным в правилах внутреннего трудового распорядка организации).

Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (п. 4 ст. 226 ТК).

Нарушения режима труда и отдыха работников могут являться причиной:

  • несчастного случая на производстве из-за наступления физической усталости и ослабления внимания работника;
  • привлечения должностного или другого уполномоченного лица нанимателя к административной ответственности за нарушение требований по охране труда по ст. 9.17 КоАП;
  • судебного спора с пострадавшим от несчастного случая на производстве.

Наиболее часто подобные нарушения допускают транспортные и другие организации в отношении водителей, управляющих транспортными средствами.

Необеспечение работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты

Трудовое законодательство большое внимание уделяет вопросу обеспечения работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 55 ТК при организации труда работников наниматель обязан обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами.

Кроме этого, согласно п. 5 ст. 226 ТК наниматель обязан обеспечивать выдачу работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 230 ТК на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан:

  • обеспечить выдачу бесплатно работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств по нормам и в порядке, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
  • организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) средств индивидуальной защиты.

Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, определен Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 N 209, требования которой распространяются на всех работников и нанимателей независимо от их организационно-правовых форм и видов экономической деятельности.

Необеспечение работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты может являться причиной:

  • несчастного случая на производстве;
  • привлечения должностного или другого уполномоченного лица нанимателя к административной ответственности за нарушение требований по охране труда по ст. 9.17 КоАП;
  • судебного спора с работниками.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не использующего требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда.

Допуск сотрудников к работе без обязательного медосмотра

Согласно п. 10 ст. 226 ТК обязанностью нанимателя является проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 N 47 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь", устанавливает порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе.

Как правило, в соответствии с указанной Инструкцией медосмотры проводятся при выполнении работ, связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры.

Целями проведения медосмотра лиц, как поступающих на работу, так и работающих, являются:

  • определение способности работников выполнять поручаемую им работу;
  • предотвращение распространения заболеваний;
  • наблюдение за состоянием здоровья работников;
  • своевременное выявление заболеваний у работников;
  • профилактика, лечение и медицинская реабилитация лиц с выявленными заболеваниями;
  • улучшение условий труда работников.

На практике встречаются случаи, когда наниматель допускает к работе принятого сотрудника без проведения предварительного медосмотра. Также считаем необходимым обратить внимание на правильность заполнения направления нанимателя, в котором должны быть указаны:

  • наименование производства;
  • наименование профессии;
  • вредные и (или) опасные факторы производственной среды;
  • показатели тяжести и напряженности трудового процесса.

Предварительные, периодические и внеочередные медосмотры осуществляются в сроки, установленные в приложениях 1, 2, 3 к указанной Инструкции.

Внеочередные медосмотры проводятся в течение трудовой деятельности работников как поинициативе нанимателя (в случае изменения условий труда; при заболевании или травме с временной утратой трудоспособности свыше трех месяцев; по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет), так и по инициативе органов здравоохранения (при вновь возникшем заболевании и (или) его последствиях, препятствующих продолжению работы; при необходимости проведения дополнительных исследований; при угрозе возникновения или распространения групповых инфекционных заболеваний), а также по инициативе самого работника при ухудшении состояния его здоровья.

Допуск сотрудников к работе без обязательного медосмотра может привести:

  • к травмам работников (несчастным случаям на производстве), наступившим в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
  • к административной ответственности за нарушение законодательства о труде.

Не проведение аттестации рабочих мест

Согласно п. 8 ст. 226 ТК обязанностью нанимателя является проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда.

В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 N 253 "Об аттестации рабочих мест по условиям труда", аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в целях:

  • комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда;
  • определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 N 322-З "О профессиональном пенсионном страховании".

Нарушения, допущенные нанимателями, могут повлечь за собой следующие неблагоприятные последствия:

  • предписание контролирующего органа;
  • административную ответственность при установлении нарушения должностным лицом органов государственной экспертизы условий труда или прокурором.

Ответственность за не проведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, предусмотрена ч. 3 ст. 9.19 КоАП (наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 9.19 КоАП, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.

Невыполнение требований по расследованию несчастных случаев

Наниматель обязан оказать потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимую помощь и доставить их в организацию здравоохранения (п. 7-2 ст. 226 ТК), а также своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве (п. 6 ч. 1 ст. 55 ТК, п. 12 ст. 226 ТК).

Согласно ч. 1 ст. 229 ТК расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, произошедшие с работниками и другими лицами, и профессиональные заболевания.

В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 N 30 "О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", при несчастном случае на производстве должностное лицо организации, нанимателя, страхователя:

  • организует оказание первой помощи потерпевшему;
  • вызывает медицинских работников на место происшествия или доставляет потерпевшего в организацию здравоохранения;
  • принимает неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации;
  • обеспечивает до начала расследования несчастного случая сохранение обстановки на месте его происшествия или производит фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования и т.д.;
  • сообщает нанимателю и страхователю о произошедшем несчастном случае.

Как правило, расследование несчастного случая на производстве (за исключением группового, со смертельным или тяжелым исходом) проводится уполномоченным должностным лицом организации, нанимателя, страхователя с участием следующих лиц:

  • уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников);
  • специалиста по охране труда (или другого специалиста, на которого возложены эти обязанности);
  • страховщика;
  • потерпевшего или лица, представляющего его интересы.

Важное значение имеет соблюдение срока расследования - не более трех рабочих дней. В этот срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций.

Уполномоченное должностное лицо организации, нанимателя, страхователя (с участием необходимых лиц) после окончания расследования оформляет акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 (далее - акт формы Н-1), установленной в приложении 1 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.01.2004 N 5/3 "Об установлении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний" (далее - постановление N 5/3), в четырех экземплярах.

Акт о непроизводственном несчастном случае формы НП, установленной в приложении 2 к постановлению N 5/3 (далее - акт формы НП), оформляется при несчастном случае, если повреждение здоровья, смерть потерпевшего:

  • произошли вследствие установленного судом умысла потерпевшего или умышленного причинения вреда своему здоровью;
  • произошли при нахождении потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения, и такое состояние явилось единственной причиной повреждения здоровья, смерти потерпевшего;
  • обусловлены заболеванием потерпевшего, подтвержденным документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения;
  • произошли не при исполнении потерпевшим трудовых обязанностей по трудовому договору (контракту).

Акт формы НП составляется в трех экземплярах.

Наниматель, страхователь после окончания расследования в течение двух рабочих дней обязаны:

  • рассмотреть материалы расследования;
  • утвердить акт формы Н-1 или акт формы НП и зарегистрировать его в журнале регистрации несчастных случаев;
  • направить с материалами расследования по одному экземпляру акта формы Н-1 или акта формы НП:

потерпевшему или лицу, представляющему его интересы;

государственному инспектору труда;

специалисту по охране труда или специалисту, на которого возложены его обязанности;

  • направить один экземпляр акта формы Н-1 с материалами расследования страховщику;
  • направить копии акта формы Н-1 или акта формы НП:

руководителю подразделения, где работает (работал) потерпевший;

в профсоюз (иной представительный орган работников);

в государственный орган, уполномоченный законодательными актами на осуществление надзора (контроля) в соответствующих сферах деятельности, если случай произошел на поднадзорном ему объекте;

в местный исполнительный и распорядительный орган;

в вышестоящую организацию (по ее требованию).

Срок хранения акта формы Н-1 или акта формы НП с документами расследования - 45 лет.

При групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом или другом несчастном случае с тяжелым исходом организация, наниматель, страхователь немедленно сообщают:

  • в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета Республики Беларусь по месту, где произошел несчастный случай;
  • в территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Департамент);
  • в профсоюз (иной представительный орган работников), а при его отсутствии - в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси;
  • в вышестоящую организацию (при ее наличии) и местный исполнительный и распорядительный орган, где зарегистрирован наниматель, страхователь, нанимателю потерпевшего (при несчастном случае с работником другого нанимателя);
  • в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте;
  • страховщику.

Главный государственный инспектор труда Республики Беларусь сообщает в Правительство Республики Беларусь о несчастном случае на производстве, при котором погибло два или более лица.

В большинстве случаев невыполнение требований по расследованию несчастных случаев нанимателем является причиной незнания порядка действий, которые он должен предпринять при наступлении несчастного случая на производстве. Наиболее часто нарушениями нанимателя являются несоблюдение срока расследования несчастного случая и ненаправленные одного экземпляра акта формы Н-1 или акта формы НП потерпевшему или лицу, представляющему его интересы, а также государственному инспектору труда. Между тем Департамент может расценить такое нарушение как сокрытие несчастного случая нанимателем.

Напоминаем, что согласно КоАП нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах, влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин (ч. 1 ст. 9.17 КоАП).

То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин (ч. 2 ст. 9.17 КоАП).

Кроме административной ответственности при нарушении правил охраны труда установлена и уголовная ответственность должностного лица.

Так, согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь (далее - УК) нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ч. 1 ст. 306 УК).

Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ч. 2 ст. 306 УК).

Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ч. 3 ст. 306 УК).

Отсутствие службы охраны труда, нормативной базы и обучения охране труда

Наниматель обязан обеспечивать подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (п. 9 ст. 226 ТК), а также назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда (п. 17 ст. 226 ТК).

Порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда устанавливает Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175.

Согласно ч. 3 ст. 227 ТК в организациях производственной сферы должности специалистов по охране труда вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в организациях других сфер деятельности - свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначения специалиста по охране труда в организациях с меньшей численностью работающих принимает наниматель.

Отсутствие службы охраны труда, нормативной базы и обучения охране труда грозят нанимателю административной ответственностью. Подобные нарушения чаще всего допускают небольшие организации и предприятия.





Декрет №3
Филиал “Единый расчётно-справочный центр г.Минска”
Противодействие коррупции
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
Общественное обсуждение
Общественно-политические и  культурно-массовые мероприятия,  проводимые в  Первомайском районе г.Минска
Умный город
Строительство в городе спутнике смолевичи
Гуманитарное сотрудничество
Реестр ветхих домов
КУП ЖКХ Первомайского района г,Минска
Мой горад
Озеленение придомовых территорий
Карта гостя города Минска
Для пострадавших от домашнего насилия