Минский городской исполнительный комитет

Администрация Первомайского района г.Минска

Першамайскі раён – светлай мары крыніца

Версия для слабовидящих
RU BY EN
  • 220012, г. Минск, пер. К.Чорного, 5
  • Тел.: +375 17 3577747 - приемная
  • Тел.: +375 17 3573726 - управление соц. защиты
  • факс: +375 17 3978545
  • Гор. линия.: +375 17 2152978
  • Пн-чт: 8.45 - 18.00
  • Пт: 8.45 - 16.45
  • Обеденный перерыв с 13:00 до 14:00

Разъяснения порядка применения стандартного налогового вычета для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих)

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) c 01.01.2024 физические лица, являющиеся молодыми специалистами, молодыми рабочими (служащими) (далее – молодой специалист), имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 620 руб.

Стандартный налоговый вычет предоставляется молодому специалисту в течение установленного законодательством срока обязательной работы у нанимателя по распределению (перераспределению), трудоустройству в счет брони, направлению (перенаправлению) на работу и срока продолжения с ним трудовых отношений, но не более семи лет с даты трудоустройства у таких нанимателей.

Ситуация 1. Работник заключил трудовой договор с нанимателем 25.08.2017. В период работы поступил в ВУЗ, где получил высшее образование за счет средств бюджета. В июле 2022 года получил свидетельство о направлении на работу по распределению к своему нанимателю (свидетельство датировано 30.06.2022).

Справочно, наниматель не производит расторжение действующего трудового договора и заключение нового трудового договора в связи с представлением работником свидетельства о направлении на работу по распределению.

Согласно пункту 7 статьи 72 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании) срок обязательной работы по распределении у такого работника (работавшего у нанимателя до направления на работу по распределению) начинается с даты выдачи свидетельства о направлении на работу, т.е. с 30.06.2022. Срок обязательной работы по распределению составляет 2 года и заканчивается 30.06.2024.

По состоянию на 01.01.2024 срок работы молодого специалиста по распределению не истек, и он является молодым специалистом.

Следовательно, работник имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 620 руб.

На 30.06.2024 работник работает у нанимателя с даты трудоустройства 6 лет и 10 месяцев. В течение какого периода времени данный молодой специалист имеет право на получение стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 209 НК?

Ответ: Исходя из положений подпункта 1.4 пункта 1 статьи 209 НК, работник (молодой специалист) имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 620 руб. в месяц в период с января по август 2024 года.

Обоснование: в рассматриваемой ситуации максимальный период, в течение которого работник имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 620 руб. (не более 7 лет с даты трудоустройства у нанимателя, у которого он обязан отработать по распределению), составляет с 25.08.2017 по 25.08.2024.

Период обязательной работы по распределению составляет с 30.06.2022 по 30.06.2024. Следовательно, с сентября 2024 года работник теряет право на получение стандартного налогового вычета в размере 620 руб. в месяц, так как 7 лет с даты трудоустройства у нанимателя заканчиваются 25.08.2024.

Ситуация 2. Работница трудоустроилась к нанимателю 01.07.2016 как молодой специалист с обязательным сроком отработки по распределению 2 года. С 01.12.2016 ушла в декретный отпуск. Находясь в первом декретном отпуске, родила второго, а потом третьего ребенка.

Работница вышла на работу из трех декретных отпусков только 01.03.2024. Время нахождения в декретном отпуске не захотела засчитывать в срок обязательной работы по распределению. Таким образом, работница должна отработать у данного нанимателя по распределению еще 1 год и 7 месяцев.

В течение какого периода времени работница имеет право на получение стандартного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 209 НК?

Ответ: В рассматриваемой ситуации работница (молодой специалист) не имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 620 руб. в месяц в отношении доходов, получаемых у нанимателя с момента выхода из декретного отпуска (с марта 2024 года).

Обоснование: работница является молодым специалистом в течение периодов: с 01.07.2016 по 01.12.2016 и с 01.03.2024 по 30.09.2025.

В то же время период, в течение которого работница имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 620 руб. (не более 7 лет с даты трудоустройства у нанимателя, у которого он обязан отработать по распределению) закончился 01.07.2023 (с 01.07.2016 по 01.07.2023). Следовательно, работница не имеет права на получение стандартного налогового вычета в размере 620 руб.

Ситуация 3. Работник направлен на работу по распределению после колледжа (среднее профессиональное образование). В период работы у нанимателя поступил в ВУЗ, после окончания которого получил общее высшее образование и снова направлен на работу по распределению к этому же нанимателю. В дальнейшем закончил аспирантуру (специальное высшее образование) и снова направлен на работу по распределению к этому же нанимателю. Срок обязательной работы по распределению по всем трем направлениям составляет 2 года по каждому направлению.

Общий период обязательной отработки у конкретного нанимателя составил 6 лет.

Срок работы по распределению по последнему направлению истекает в июне 2025 года. В то же время 7-летний срок работы работника у данного нанимателя истекает в июне 2024 года.

В течение какого периода времени работник имеет право на получение стандартного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 209 НК?

Ответ: В рассматриваемой ситуации работник по состоянию на 01.01.2024 признается молодым специалистом, так как на 01.01.2024 не истек срок его обязательной работы по распределению (срок истекает в июне 2025 года).

В рассматриваемой ситуации работник (молодой специалист) имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 620 руб. в месяц в отношении доходов, получаемых у нанимателя, с января по июнь 2024 года, т.е. по месяц, в котором истекает 7-летний срок работы у данного нанимателя.

Ситуация 4. Физическое лицо 30.06.2022 заканчивает ВУЗ, получает свидетельство о направлении на работу в организацию А (свидетельство датировано 30.06.2022). Срок обязательной работы по распределению – 2 года, т.е. с 01.07.2022 по 30.06.2024. Работник прибыл в организацию А и заключил с ним трудовой договор с 01.07.2022.

01.09.2022 работнику сообщают, что организация А ликвидируется.

Работник обращается в ВУЗ, проходит процедуру перераспределения. ВУЗ выдает новое свидетельство о направлении на работу в организацию Б. В свидетельстве указан срок прибытия на работу – 01.11.2022, срок обязательной работы не указан.

31.10.2022 работник прекратил трудовые отношения с организацией А, а 01.11.2022 принят на работу в порядке перевода в организацию Б.

Согласно пункту 6 статьи 74 Кодекса об образовании срок обязательной работы по перераспределению определяется сроком обязательной работы по распределению и уменьшается на время, отработанное выпускником по распределению. Таким образом, срок обязательной работы по перераспределению в организации Б составляет 1 год 8 месяцев и заканчивается 30.06.2024.

Выпускник, отработав обязательный срок по перераспределению, продолжает трудовые отношения с нанимателем Б.

В течение какого периода времени работник имеет право на получение стандартного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 209 НК?

Т.е. с какой даты считать 7-летний срок для целей представления стандартного налогового вычета в размере 620 руб.: с 01.07.2022 (дата трудоустройства у нанимателя А, у которого работник трудоустроился по распределению) или с 01.11.2022 (дата трудоустройства у нанимателя В, у которого работник трудоустроился по перераспределению).

Ответ: Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 209 НК, предоставляется молодому специалисту в течение установленного законодательством срока обязательной работы у нанимателя по распределению (перераспределению), трудоустройству в счет брони, направлению (перенаправлению) на работу и срока продолжения с ним трудовых отношений, но не более семи лет с даты трудоустройства у таких нанимателей.

Учитывая, что максимальный период, в течение которого представляется стандартный налоговый вычет сформулирован как не более семи лет с даты трудоустройства у нанимателей, в данной ситуации налоговый вычет предоставляется такому работнику в течение семи лет с даты трудоустройства у нанимателя А в качестве молодого специалиста (с 01.07.2022).

Справочно, дата такого трудоустройства содержится в трудовой книжке, которую работник представил нанимателю Б при трудоустройстве по перераспределению.

Ситуация 5. Молодой специалист заключил 01.07.2022 трудовой договор с нанимателем, к которому прибыл на работу по распределению. Данный работник был 01.09.2022 уволен в связи со службой в армии. Период военной службы по призыву в армии такого лица составил с 01.10.2022 по 01.04.2024.

После службы в армии работник вернулся к этому же нанимателю, с которым 10.05.2024 заключил трудовой договор. При этом работник изъявил желание, чтобы период военной службы по призыву в армии был засчитан в период работы по распределению (пункт 8 статьи 72 Кодекса об образовании). Соответственно, на момент трудоустройства (10.05.2024), период обязательной работы по распределению составил 1 год и 8 месяцев (2 месяца до армии и 1 год и 6 месяцев в армии).

Таким образом, период обязательной работы по распределению закончится у работника 10.09.2024. Работник продолжит дальше работать у этого нанимателя.

В течение какого периода времени работник имеет право на получение стандартного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 209 НК?

Т.е. с какой даты считать 7-летний срок для целей представления стандартного налогового вычета в размере 620 руб.: с 01.07.2022 (дата первого трудоустройства у нанимателя, у которого работник изначально трудоустроился по распределению) или с 10.05.2024 (дата трудоустройства у нанимателя после армии).

Ответ: Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 209 НК, предоставляется молодому специалисту в течение установленного законодательством срока обязательной работы у нанимателя по распределению (перераспределению), трудоустройству в счет брони, направлению (перенаправлению) на работу и срока продолжения с ним трудовых отношений, но не более семи лет с даты трудоустройства у таких нанимателей. В рассматриваемой ситуации наниматель один. Следовательно, семилетний срок отсчитывается с даты трудоустройства у такого нанимателя на основании свидетельства о направлении на работу по распределению, т.е. с 01.07.2022.

ВНИМАНИЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ !

С 1 января 2024 г. на основании подпункта 1.4 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц молодые специалисты, молодые рабочие (служащие) (далее – молодые специалисты), получившие высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование и трудоустроенные в соответствии со свидетельством о направлении на работу, имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 620 рублей в месяц.

В соответствии с частью второй пункта 52 статьи 208 НК для целей главы 18 НК к молодым специалистам, в том числе, относятся выпускники, которым место работы (службы) предоставлено путем распределения (перераспределения).

При этом частью первой пункта 6 статьи 72, пунктом 8 статьи 74 Кодекса Республики Беларусь об образовании установлено, что выпускники, работающие по распределению (перераспределению), являются молодыми специалистами в течение срока обязательной работы по распределению (перераспределению).

Согласно части третьей подпункта 1.4 пункта 1 статьи 209 НК указанный стандартный налоговый вычет таким молодым специалистам предоставляется в течение установленного законодательством срока обязательной работы у нанимателя по распределению (перераспределению) и срока продолжения с ним трудовых отношений, но не более семи лет с даты трудоустройства у этого нанимателя.

Учитывая изложенное, право на получение дополнительного стандартного налогового вычета в размере 620 рублей в месяц имеют только лица, которые по состоянию на 1 января 2024 г. являются молодыми специалистами.

Таким образом, в случае, если физическое лицо по состоянию на 1 января 2024 г. не является молодым специалистом, то у такого лица отсутствует право на получение стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 209 НК.

МНС информирует об уплате подоходного налога за сдачу внаем жилых помещений

Вниманию физических лиц, использующих социальные сети (Instagram, VK и др.) и мессенджеры (Viber, Telegram) для организации своей предпринимательской деятельности

Размещение объявлений в социальных сетях и мессенджерах с целью реализации товаров, в том числе ввезенных в Республику Беларусь из Польши, является предпринимательской деятельностью, которая должна быть зарегистрирована в установленном порядке и осуществляться в рамках действующего законодательства.

Справочно. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации, влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов от суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации (часть 2 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

О запрете передачи (разглашения) третьим лицам сведений о своих логинах и паролях доступа к виртуальному игорному заведению

Для участия в азартных играх в виртуальном игорном заведении посетитель регистрирует игровой счет. После регистрации игрового счета последующий доступ к виртуальному игорному заведению по общему правилу производится с использованием логина и пароля, зафиксированных организатором азартных игр при регистрации физического лица в качестве участника азартной игры.

В соответствии с пунктом 20 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 № 9, посетителям виртуального игорного заведения запрещается передавать (разглашать) другим участникам азартных игр, посетителям виртуального игорного заведения информацию о своих логинах и паролях доступа к игровому счету.

На основании положений статьи 170 Гражданского кодекса Республики Беларусь нарушение игроками данного запрета и передача информации о своих логинах и паролях доступа к виртуальному игорному заведению третьим лицам для участия в азартных играх расцениваются как совершение сделки, запрещенной законодательством (ничтожной сделки). В доход Республики Беларусь взыскивается все полученное обеими сторонами по такой ничтожной сделке (к примеру, все выигрыши (возвращенные не сыгравшие ставки), выплаченные (перечисленные, переведенные) участнику азартной игры после передачи (разглашения) посетителем виртуального игорного заведения логина и пароля доступа к игровому счету).

Кроме того, совершенное из корыстных побуждений незаконное распространение аутентификационных данных, посредством которых возможно получение доступа к счетам либо электронным кошелькам, образует состав преступления, предусмотренного статьей 222 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Принимая во внимание изложенное, поскольку в последнее время вышеуказанные факты неоднократно выявлялись правоохранительными и налоговыми органами, учитывая тяжесть негативных правовых последствий для физических лиц (вплоть до уголовной ответственности), МНС обращает внимание на недопустимость нарушения запрета по передаче (разглашению) логина и пароля доступа к игровому счету в виртуальном игорном заведении.

Вниманию физических лиц, получивших доходы в 2023 году

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Первомайскому району г.Минска напоминает, что срок представления налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц, по доходам, полученным за 2023 год, с 1 января по 31 марта 2024 (поскольку 31 марта - выходной день, перенос на 01 апреля 2024).

Налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц представляют граждане, получившие в течение 2023 года доходы, подлежащие налогообложению. К таким доходам, в том числе, относятся:

- доходы, полученные за границей;

- доходы в виде дарения, полученные от физических лиц, если такие доходы превышают 9 338 рублей в год и получены не от близких родственников;

- доходы, полученные от продажи двух и более автомобилей в течение года;

- доходы, полученные от продажи автомобиля технически допустимая общая масса которого превышает 3500 килограммов и (или) число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает восемь;

- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения (мена, рента и др.) в течение пяти лет более одного объекта недвижимости, принадлежащих физическому лицу на праве собственности (доли в праве собственности на указанное имущество), а именно: более одного не завершенного строительством капитального строения, более одной квартиры, более одного жилого дома, более одной дачи, более одного садового домика с хозяйственными постройками (при их наличии), более одного гаража, более одного машино-места, более одного земельного участка;

- другие доходы, если обязанность по удержанию подоходного налога не возложена на источник выплаты дохода. 

Налоговую декларацию (расчет)  можно представить в электронном виде через «Личный кабинет плательщика», по почте, лично в любую налоговую инспекцию, независимо от места регистрации физического лица.

 

Применение новых ставок для индивидуальных предпринимателей и физических лиц

Ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, предусмотренные приложением 24 к Налоговому кодексу Республики Беларусь в редакции, вступающей в силу с 1 января 2024 г., применяются при исчислении суммы налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2024 г.

Ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 371 Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, вступающей в силу с 1 января 2024 г., применяется при уплате сбора, срок уплаты которого наступает после 31 января 2024 г.

Ставка сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предусмотренная пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, вступающей в силу с 1 января 2024 г., применяется при уплате сбора, срок уплаты которого наступает после 31 января 2024 г.

 

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (земельный налог и налог на недвижимость, уплачиваемые физическими лицами)

1. Изменен способ уплаты имущественных налогов.

С 01.01.2024 земельный налог, налог на недвижимость и транспортный налог подлежат уплате единым имущественным платежом. Данное нововведение в сфере уплаты имущественных налогов направлено на упрощение порядка их уплаты, а также создание комфортных условий для плательщиков — физических лиц.

Единый имущественный платеж не является новым налогом, а всего лишь представляет собой новый и удобный способ уплаты трех налогов: земельного налога, налога на недвижимость и транспортного налога.

Если ранее имущественные налоги уплачивались отдельными платежами на разные бюджетные счета в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, то теперь все платежи по земельному налогу, налогу на недвижимость и транспортному налогу производятся на один республиканский счет по месту регистрации (прописки) физического лица (п. 2 ст. 13, п. 5 ст. 233, п. 8 ст. 244, п. 2 ст. 3078 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее — Налоговый кодекс).

Как и раньше, для уплаты имущественных налогов налоговый орган будет направлять гражданам извещение на уплату таких налогов, но в котором теперь будет указан один счет для уплаты таких платежей.

Уплату имущественных налогов можно будет производить единоразово или по частям в зависимости от того, насколько такие варианты уплаты удобны плательщикам. Единственное, что надо соблюдать — это срок уплаты таких налогов в бюджет, а именно ежегодно не позднее 15 ноября.

В связи с введением с 1 января 2024 г. единого имущественного платежа исключается возможность уплаты физическими лицами налога на недвижимость и земельного налога путем внесения сумм таких налогов председателям гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ, дачных кооперативов.

2. Изменен срок вручения извещений на уплату имущественных налогов.

Изменена окончательная дата вручения физическим лицам извещений на уплату земельного налога, налога на недвижимость и транспортного налога. В 2024 г. извещения должны быть вручены не позднее 1 октября 2024 г. (п. 4 ст. 233, п. 7 ст. 244, п. 1 ст. 3078 Налогового кодекса).

Данное изменение вызвано значительным увеличением количества плательщиков имущественных налогов после введения транспортного налога и пересмотра налоговых льгот в отношении квартир, в связи с чем увеличилось время, необходимое для формирования извещений, их распечатки и направления почтовой корреспонденции.

3. Уточнено понятие «не завершенное строительством капитальное строение, его часть», а также порядок предоставления льгот физическим лицам по данным объектам налогообложения налогом на недвижимость.

С 2024 г. для целей исчисления налога на недвижимостьк не завершенным строительством капитальным строениям, его частям относятся:

капитальное строение (здание, сооружение), его часть, имеющие фундамент, стены, крышу (если согласно проектной документации на возведение, реконструкцию объекта и (или) согласно назначению капитального строения (здания, сооружения) их возведение предполагается), строительство которых не завершено или строительство которых завершено, но такие объекты не зарегистрированы в установленном законодательством порядке;

незавершенное законсервированное капитальное строение, его часть, зарегистрированные в установленном законодательством порядке (абз. 4–6 подп. 5.3 п. 5 ст. 227 Налогового кодекса).

В связи с этим пункт 4 статьи 228 Налогового кодекса дополнен положениями, определяющими порядок предоставления физическим лицам льгот по уплате налога на недвижимость в отношении такой недвижимости.

Так, с 2024 г. от налога на недвижимость освобождается одно не завершенное строительством капитальное строение, его часть, принадлежащие:

лицу, достигшему общеустановленного пенсионного возраста, или лицу, имеющему право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста;

инвалиду I и II группы;

несовершеннолетнему ребенку;

лицу, признанному недееспособным;

военнослужащему срочной военной службы;

физическому лицу, проходящему альтернативную службу;

участнику Великой Отечественной войны и иному лицу, имеющему право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах».

При наличии у вышеуказанных категорий физических лиц двух и более не завершенных строительством капитальных строений, их частей налоговая льгота предоставляется в отношении одного такого объекта налогообложения, стоимость которого больше, чем стоимость иных таких объектов налогообложения, принадлежащих плательщику.

При наличии двух и более не завершенных строительством капитальных строений, их частей, стоимость которых равна между собой, налоговая льгота предоставляется в отношении одного такого объекта налогообложения, приобретенного (полученного) плательщиком ранее других.

Обращаем внимание, что такие изменения будут действовать в 2025г. при исчислении налога на недвижимость за 2024 г.

Исчисление налога на недвижимость в 2024 г. за 2023 г. будет производиться в прежнем порядке.

4. Изменен размер расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) типового капитального строения (здания, сооружения) для зданий, сооружений, помещений, не относящихся к жилым домам, квартирам, садовым и дачным домикам, гаражам, машино-местам (далее — иные здания, сооружения).

С 2024 г. размер расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) типового капитального строения (здания, сооружения) для иных зданий, сооружений дифференцирован в зависимости от площади такой недвижимости (ч. 3 п. 3 ст. 229 Налогового кодекса).

Размер расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) для иных зданий, сооружений разделен на три группы в зависимости от площади такой недвижимости:

до 200 кв. метров (метров);

свыше 200 кв. метров (метров), но не более 400 кв. метров (метров);

свыше 400 кв. метров (метров).

Обращаем внимание, что определение налоговой базы для исчисления налога на недвижимость исходя из дифференцированной расчетной стоимости иных зданий, сооружений, которая зависит от площади такой недвижимости, будет использоваться налоговыми органами только в 2025 г. при исчислении налога на недвижимость за 2024 г.

Исчисление налога на недвижимость в 2024 г. за 2023 г. будет производиться в прежнем порядке.

В отношении жилых домов, квартир, садовых и дачных домиков, гаражей, машино-мест порядок определения расчетной стоимости не изменился.

5. Уточнен порядок применения в качестве налоговой базы налога на недвижимость заключения о независимой оценке рыночной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений).

С 2024 г. представленное физическим лицом заключение о независимой оценке рыночной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) может быть использовано налоговым органом при определении налоговой базы налога на недвижимость в течение пяти лет начиная с года, за который определена такая оценка, с последующей ежегодной индексацией на сложившийся индекс роста потребительских цен за соответствующий год (ч. 4 п. 3 ст. 229 Налогового кодекса).

6. Уточнен порядок исчисления налога на недвижимость в отношении объектов недвижимости, являющихся совместной собственностью супругов.

Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения принадлежащим им имуществом, в связи с чем государственная регистрация возникновения права на объекты недвижимости, являющиеся совместной собственностью, может производиться в отношении каждого из супругов без выделения долей.

В случае осуществления государственной регистрации права собственности указанным образом у каждого из супругов возникает объект налогообложения налогом на недвижимость.

В целях исключения двойного налогообложения одного и того же объекта с 1 января 2024 г. налог на недвижимость будет исчисляться только одному из супругов, определяемому такими лицами самостоятельно (п. 16 ст. 232 Налогового кодекса).

Информация о том, кто будет уплачивать налог на недвижимость в отношении объекта совместной собственности, должна быть предоставлена супругами в налоговый орган в виде уведомления. В случае непредставления такого уведомления налог на недвижимость исчисляется каждому участнику совместной собственности.

Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам на праве совместной собственности (п. 17 ст. 243 Налогового кодекса).

Вниманию организаций, уплачивающих налог на прибыль!!!

Инспекция МНС по Первомайскому району г.Минска напоминает о необходимости уплаты налога на прибыль за IV квартал 2023 года не позднее 22 декабря 2023 года в размере 2/3 налога на прибыль, исчисленного за III квартал 2023 года, с последующим перерасчетом в целом за 2023 год и исчислением суммы налога на прибыль к доплате или уменьшению не позднее 22 марта 2024 года (часть 2 подпункта 9.1 пункта 9 статьи 186 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Обращаем внимание, в случае неуплаты (несвоевременной уплаты) авансового платежа производится начисление пеней в порядке, установленном статьей 55 Налогового кодекса Республики Беларусь.

О выдаче покупателям (потребителям) платежного документа в электронном виде

В соответствии с пунктами 151 и 23 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (далее – Положение № 924/16), при согласии покупателя (потребителя) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие кассовый аппарат или программную кассу, формируют и выдают покупателю (потребителю) платежный документ только в электронном виде.

Учитывая поступающие в МНС обращения физических лиц, а также субъектов торговли обращаем внимание на следующее.

По общему правилу, установленному пунктом 4 Положения
№ 924/16, при приеме платежа кассир проводит с использованием кассового оборудования суммы принятых платежей и выдает покупателю (потребителю) платежный документ (платежные документы), подтверждающий (подтверждающие) оплату товара (работы, услуги) и (или) инициирование платежа.

Таким образом, если покупатель (потребитель) не выразит согласие на выдачу ему платежного документа только в электронном виде, то кассир обязан обеспечить автоматическую печать платежного документа на чековой ленте и выдать покупателю (потребителю) платежный документ для обеспечения выполнения требований пункта 4 Положения № 924/16.

Выдача в торговом объекте покупателю (потребителю) без его согласия о получении документа только в электронном виде вместо платежного документа другого документа, сформированного на кассовом оборудовании, содержащего информационное сообщение «Если Вы хотите получить бумажный чек, попросите об этом кассира» либо иную подобную информацию, противоречит требованиям пункта 4 Положения № 924/1 и, соответственно, не допускается.

За нарушение порядка использования кассового оборудования, выразившееся в нарушении порядка выдачи покупателю (потребителю) платежного документа, предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.

Что такое налог на профессиональный доход?

 Информация на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь:

Всё о налоге на профессиональный доход

 

Приложение
НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД Министерство по налогам и сборам информирует, что с 1 января 2023 года вводится дополнительный особый режим налогообложения «Налог на профессиональный доход».
ВАЖНО! Переход на данный режим налогообложения осуществляется добровольно.
К преимуществам данного режима относятся: 

  • - простота начала применения: достаточно установить и зарегистрироваться в мобильном приложении «Профдоход»;
  • - выгодные налоговые ставки (10 процентов и 20 процентов, а для получателей пенсии – фактически 4 процентов и 8 процентов);
  • - не нужно представлять налоговые отчеты и декларации, учет полученных доходов ведется посредством формируемых чеков в приложении «Профдоход»;
  • - налог начисляется налоговым органом, а предварительная его сумма рассчитывается автоматически в приложении.

Ставки налога установлены в размере 10 процентов независимо от размера полученной выручки при работе с физическими лицами и иностранными юридическими лицами. При работе с белорусскими субъектами хозяйствования - 10 процентов при сумме полученного дохода не более 60 000 рублей и 20 процентов с суммы превышения указанного размера (то есть, если доход составил 75000 рублей, то 60000 рублей будет облагаться по
ставке 10 процентов, а 15000 рублей – по ставке 20 процентов).
Для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве плательщика налога на профессиональный доход, предусмотрена льгота в виде налогового вычета в размере 2 000 белорусских рублей.
Самостоятельно рассчитывать налог на профессиональный доход плательщикам не нужно. Применение налогового вычета, размер ставки и
другие особенности расчета полностью автоматизированы. Также не требуется представление налоговых деклараций.
ВАЖНО! Для применения налога на профессиональный доход физическое лицо обязано использовать цифровую платформу – приложение «Налог на профессиональный доход» («Профдоход») (программное обеспечение Министерства по налогам и сборам) с использованием смартфона или компьютера (включая планшетный), подключенного к сети Интернет.
Физическое лицо, изъявившее желание перейти на применение налога на профессиональный доход, обязано до начала осуществления деятельности:

  • установить на свой смартфон или компьютер приложение «Профдоход»;
  • проинформировать налоговый орган через приложение «Профдоход» о применении налога на профессиональный доход.

С подробной информацией о применении особого режима налогообложения «Налог на профессиональный доход» и использовании приложения «Профдоход» можно на сайте МНС в специально созданной и размещенной в разделе «Актуально» страничке «Налог на профессиональный доход» по ссылке https://www.nalog.gov.by/professional_income_tax/ 

 

Применение налога на профессиональный доход

С 1 января 2023 года для физических лиц вводится дополнительный особый режим налогообложения - налог на профессиональный доход. Порядок применения, исчисления и уплаты налога на профессиональный доход изложен в главе 40 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).

Плательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, осуществляющие виды деятельности по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, и начавшие применение налога на профессиональный доход в порядке, установленном статьей 381 НК (статья 378 НК).

Перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами-плательщиками налога на профессиональный доход, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.12.2022 N 851 «О перечне видов деятельности» (далее – Перечень).

Учитывая изложенное, физическое лицо вправе применить налог на профессиональный доход, если одновременно соблюдаются следующие условия:

деятельность физического лица включена в перечень либо в статью 7 проекта;

физическое лицо самостоятельно осуществляет деятельность и не привлекает к этой деятельности иных физических лиц;

в отношении осуществляемой деятельности у физического лица отсутствует наниматель.

Если не соблюдается хотя бы одно из вышеперечисленных условий, физическое лицо не вправе применить налог на профессиональный доход. Примеры видов деятельности, относящих и не относящихся к видам деятельности, определенным перечнем, приведены в приложении к настоящему письму.

В силу положений подпункта 2.33 пункта 2 статьи 196 НК субъекты хозяйствования, взаимодействующие с физическим лицом-плательщиком налога на профессиональный доход, не производят исчисление, удержание из доходов такого физического лица и перечисление в бюджет подоходного налога с физических лиц.

Информация о применении физическим лицом налога на профессиональный доход содержится в чеке, формируемом в приложении «Налог на профессиональный доход» (пункт 12 Положения о порядке использования приложения «Налог на профессиональный доход», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2022 N 433). Также на официальном сайте МНС размещены сервисы «Проверка регистрации физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход» и «Проверка чеков, выданных плательщиками налога на профессиональный доход».

Применение налога на профессиональный доход является добровольным. Налог на профессиональный доход может быть применен физическим лицом вместо уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог), сбора за осуществление ремесленной деятельности (далее – ремесленный сбор), сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (далее – сбор в сфере агроэкотуризма), подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог), поскольку налог на профессиональный доход заменяет уплату этих налогов, сборов.

Исключением является подоходный налог в фиксированных суммах, уплату которого налог на профессиональный доход не заменяет, т.е. физические лица, получающие доходы от сдачи иным физическим лицам в аренду жилых (на длительный период) и (или) нежилых помещений, машино-мест производят исчисление и уплату подоходного налога в фиксированных суммах.

Что касается перечня, то в него включены только те виды деятельности, которые в соответствии с частью четвертой пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), не относятся к предпринимательской деятельности.

Основная часть перечня включает в себя виды деятельности, являющиеся в том числе объектами налогообложения единым налогом для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, предусмотренными пунктом 3 статьи 337 НК.

Справочно. В перечень не вошла деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально, предоставление услуг тамадой; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения; музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий. При оказании физическими лицами таких услуг потребителям эти физические лица как и ранее производят уплату единого налога.

В подстрочном примечании * к перечню предусмотрено, что в перечне используются термины в значениях, определенных в статье 335 НК.

В частности, статьей 335 НК определено, что репетиторство - консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию.

Таким образом, отношения между репетитором и лицом, которому репетитор оказывает услуги, регулируются гражданским законодательством и сводятся исключительно к консультативным услугам. Деятельность по реализации образовательных программ обучающих курсов регулируется законодательством об образовании. В рамках реализации образовательных программ обучающих курсов происходит процесс обучения, а не предоставление консультативных услуг. Следовательно, деятельность по предоставлению услуг обучающих курсов не относится к репетиторству.

Также статьей 335 НК определено, что потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В этой связи, следует учесть, что определенные виды деятельности могут осуществляться плательщиком налога на профессиональный доход только для потребителей, например, деятельность, поименованная в подпунктах 4.24, 4.25 и 4.28 пункта 4 перечня некоторых иных, может осуществляться физическим лицом с применением налога на профессиональный доход только по заказам потребителей (то есть физических лиц), что прямо закреплено в положениях этих подпунктов. Применение физическим лицом налога на профессиональный доход в отношении указанных видов деятельности при взаимодействии такого физического лица с субъектами хозяйствования не предусмотрено.

Пунктом 6 перечня предусмотрено, что физические лица вправе применить налог на профессиональный доход в отношении деятельности по предоставлению в аренду имущества при условии отсутствия в такой деятельности признаков предпринимательской деятельности, предусмотренных в части второй пункта 1 статьи 1 ГК.

В этой связи считаем необходимым отметить, что исходя из положений пункта 1 статьи 1 ГК и с учетом разъяснения Высшего Хозяйственного Суда республики Беларусь от 24.05.2006 N 03-29/1013 с применением налога на профессиональный доход физическое лицо вправе сдавать в аренду один объект аренды одному арендатору (например, одно нежилое помещение одному юридическому лицу, один автомобиль одному индивидуальному предпринимателю).

Кроме того, при применении налога на профессиональный доход не должно быть подмены трудовых отношений гражданско-правовыми путем заключения субъектом хозяйствования (организацией, индивидуальным предпринимателем) договоров с физическими лицами-плательщиками налога на профессиональный доход, которые фактически продолжают выполнять функции, предусмотренные трудовыми договорами.

Применяя налог на профессиональный доход плательщик должен осуществлять самостоятельную деятельность, т.е. он должен быть независим в принятии решений по выбору заказчиков, определению сроков выполнения работ и оказания услуг, определению условий, места и способа выполнения работ и оказания услуг. В том случае, если заказчик определяет условия выполнения работ и оказания услуг, определяет место работы физического лица, график его рабочего времени и т.п., то это может свидетельствовать о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми. При установлении фактов подмены трудовых отношений гражданско-правовыми со стороны субъекта хозяйствования налоговыми органами налоговая база и (или) сумма подлежащих уплате налога могут корректироваться с учетом положений статьи 33 НК.

Приложение к письму МНС

 

Примеры видов деятельности, не относящихся к видам деятельности, определенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.12.2022 No 851 «О перечне видов деятельности»

 

услуги по чистке и уборке нежилых помещений;

реализация на основании заключаемых договоров юридическим лицам изготовленных физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;

обучающие курсы по йоге, иностранным языкам, парикмахерскому искусству, маникюру и педикюру, рисованию и т.п. в группах и индивидуально (исключение – обучение работе на персональном компьютере);

сдача имущества в аренду, если в такой деятельности имеются признаки предпринимательской деятельности, предусмотренные частью второй пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь;

деятельность тренеров;

ремонт и обслуживание (регулировка, замена фурнитуры) окон и дверей;

курьерские услуги на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с субъектами хозяйствования;

осуществляемые на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с субъектами хозяйствования, штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов, очистка и покраска кровли, покраска ограждений и хозяйственных построек, установка дверных полотен и коробок, окон и оконных коробок, рам из различных материалов;

деятельность по устройству покрытий ступеней, пандусов, крылец, чаш бассейна;

деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси;

оказание услуг студиями звукозаписи;

инженерные услуги;

деятельность психологов;

предоставление физическим лицом для краткосрочного проживания жилых помещений, садовых домиков, дач, не принадлежащих на праве собственности этому физическому лицу.

 

 

Примеры видов деятельности, относящихся к видам деятельности, определенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.12.2022 N 851 «О перечне видов деятельности»

в рамках ремесленной деятельности: гончарное дело, изготовление сувениров;

в рамках фотосъемки, изготовления фотографий: восстановление и ретуширование фотографий;

в рамках штукатурных работ для потребителей: наружные и внутренние штукатурные работы в зданиях и на других строительных объектах, включая установку штукатурных сеток;

в рамках работ для потребителей по устройству покрытий пола и облицовке стен: облицовку стен и пола керамическими, бетонными и каменными плитами и плитками; устройство паркетных и других деревянных покрытий пола; настил ковровых покрытий и линолеума, включая покрытия из резины и пластмассы; облицовку пола и стен тераццо, мрамором, гранитом и т.п.;

в рамках деятельности по копированию, подготовке документов и прочей специализированной офисной деятельности: подготовка документов; редактирование и проверка документов; набор и электронная обработка текста; составление писем и резюме; копирование документов (в том числе фотокопирование и светокопирование).

Получая заработную плату «в конверте» Вы лишаете себя будущего

 

Соглашаясь на зарплату «в конверте», в обход уплаты положенных социальных отчислений и подоходного налога человек обрекает себя на жизнь вне правил.

Мотивируя работника согласиться на выплату зарплаты «в конверте», наниматель в качестве аргумента высказывает заботу о работнике: без уплаты налогов сумма заработной платы, выплачиваемая работнику на руки, будет больше, чем официальная. При этом наниматель умалчивает, что работник лишается многих прав и социальных гарантий, предусмотренных трудовым и иным законодательством.

У работника, получающего от нанимателя зарплату «в конверте»:

• отсутствуют официальные сведения о фактически полученной заработной плате, что ставит под вопрос, например, получение кредита для строительства или приобретения крупной покупки, так как сумма запрашиваемого и выдаваемого кредита напрямую зависит от размера зарплаты;

• в случае болезни будет произведена выплата по больничному листу  только из расчета «официальной» заработной платы;

• отпускные по трудовому отпуску будут начислены исходя из зафиксированной в договоре заработной платы;

• при уходе в декретный отпуск пособие по беременности и родам будет исчислено из «официального» среднемесячного заработка;

• могут возникнуть проблемы с получением визы, так как некоторые посольства и консульства требуют предоставить справку о зарплате за последние 3, 6 и 12 месяцев, чтобы подтвердить платежеспособность;

• размер пенсионных выплат будет исчислен из «официальной» заработной платы, а периоды, когда взносы в ФСЗН вообще не были уплачены, не будут засчитывать в стаж для назначения пенсии.

Инспекция МНС по г. Минску напоминает, что при выплате заработной платы «в конверте» без удержания подоходного налога предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность нанимателя.

В случае установления налоговым органом факта неправомерного неудержания сумм подоходного налога такой налог взыскивается исключительно за счет средств налогового агента (без последующего удержания у физического лица, фактически получившего доход).

О фактах выплаты заработной платы «в конвертах» можно информировать по номеру стационарного телефона 189 или единому номеру 229 79 79, а также путем письменного сообщения в налоговый орган.

Не соглашайтесь на заработную плату «в конверте», подумайте о своем настоящем и будущем.

О СТИМУЛИРОВАНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ: ПРЕФЕРЕНЦИИ ПО НДС

 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22.11.2021 № 447 изложен в новой редакции Указ Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей» (далее – Указ № 92).

Уточнено, что при ввозе электромобилей для личного пользования физическими лицами ставка НДС в размере 0% будет применяться в отношении всех транспортных средств, приводимых в движение исключительно электрическими двигателями, до 01.03.2022. С 01.03.2022 по 31.12.2025 - в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет.

Предусмотрено, что возврат суммы НДС, уплаченной физическими лицами при приобретении электромобилей на территории Республики Беларусь, будет осуществляться на основании договоров, заключенных до 01.12.2021, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

ГОТОВИМСЯ ВСТРЕЧАТЬ НОВЫЙ ГОД, УПЛАТИВ НАЛОГИ

 

Инспекция МНС по Первомайскому району г.Минска напоминает будущим Дедам Морозам и Снегурочкам, и всем физическим лицам, планирующим осуществлять деятельность, связанную с поздравлением с новогодними и иными праздниками, что при осуществлении такой деятельности не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей.

Физическим лицам до начала осуществления деятельности необходимо подать в налоговый орган письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика о начале осуществления такой деятельности и не позднее дня, предшествующего дню начала осуществления в календарном месяце такой деятельности, уплатить единый налог в размере 518 руб. за месяц. Данная ставка применяется для физических лиц, осуществляющих деятельность в г. Минске.





Годчhttps://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-375-ot-27-noyabrya-2023-gа к Конституция Республики Беларусь Декрет №3 Декрет №5 Декрет №7
СТРОИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Перечень инвестиционных площадок Первомайского района г. Минска для изучения спроса инвесторов
Благоустройство
Текущий график капитального ремонта жилищного фонда на 2024 год
Ремесленная деятельность
Общественная приёмная
Государственная аккредитация на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта
Лицензирование на уровнях общего среднего и дошкольного образования
Конкурс на лучшую работу по теме «Спортивное право в Республике Беларусь»
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Минская смена 2024
Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Минска
Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время
Общественное обсуждение
БИЗНЕС ПОРТАЛ  МИНСКА
Перечень нестационарных объектов и маршрутов движения
о проведении переговоров о поставках продукции на крупные промышленные предприятия
Проект «История моей семьи — история страны»
Память и боль белорусской земли
Требования к внешнему виду и размерам нестационарных торговых объектов, нестационарных  объектов общественного питания, летних площадок (продолжений залов):
Формирование здорового образа жизни
Ваша безопасность - наша работа
Тепловая модернизация жилых зданий г.Минска
Противодействие коррупции
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
Общественно-политические и  культурно-массовые мероприятия,  проводимые в  Первомайском районе г.Минска
Гуманитарное сотрудничество
Реестр пустующих домов
КУП ЖКХ Первомайского района г,Минска
Озеленение придомовых территорий