Минский городской исполнительный комитет
Першамайскі раён – светлай мары крыніца
Версия для слабовидящихЗащита прав потребителей является одним из основополагающих факторов развития экономики. Целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами своих прав и интересов.
Защита прав потребителей в вопросах и ответах в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
1. Если потребителю продан товар ненадлежащего качества и его недостатки не были оговорены продавцом, в этом случае можно потребовать:
Кроме того, потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Потребитель вправе предъявить требования продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) в отношении недостатков товара в течение гарантийного срока или срока годности товара.
При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.) перерасчет цены товара не производится.
2. Если между потребителем и продавцом возник спор о наличии недостатков товара?
В случае возникновения спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем). Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.
Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.
3. Претензии относительно качества товара и кто должен доказывать, что товар является качественным или нет?
В соответствии с п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 21 Закона потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) в течение гарантийного срока или срока годности товара.
Кроме того, согласно п. 7 ст. 20 Закона потребитель вправе предъявить требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара в течение гарантийного срока.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им правил пользования, хранения или транспортировки товара.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены либо гарантийные сроки составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования продавцу (изготовителю, поставщику, представителю), если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю.
4. В случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)?
При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель имеет право:
Гарантийный срок результата работы (услуги) исчисляется с момента передачи результата работы потребителю (окончания оказания услуги), а срок службы результата работы исчисляется со дня окончания выполнения работы.
Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены исполнителем в течение четырнадцати дней, если более длительный срок не оговорен соглашением сторон.
Исполнитель должен информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Оплата работы или услуги осуществляется полностью или путем выдачи аванса и определяется договором между потребителем и исполнителем.
5. Случаи возврата товара надлежащего качества.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона потребитель вправе возвратить товар надлежащего качества в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара (если более длительный срок не объявлен продавцом), если товар не был в употреблении и сохранены его потребительские свойства. Также товар не должен входить в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.
6. Товары надлежащего качества не подлежащие обмену и возврату.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 N 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», включает:
* за исключением товаров в герметичной упаковке.
Также не подлежат возврату и обмену пищевые продукты надлежащего качества.
7. Если товар не соответствует сведениям, указанным о нем на упаковке, этикетке?
Такой товар можно вернуть обратно на том основании, что была предоставлена недостоверная информация о потребительских свойствах товара, с учетом, что товар не был в употреблении и сохранены его потребительские свойства ст. 16 Закона.
8. Гарантийный срок и какой продолжительности он должен быть?
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона изготовитель обязан устанавливать на товар гарантийный срок в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством.
Гарантийный срок на товар, производимый за пределами Республики Беларусь, должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного законодательством Республики Беларусь для аналогичных товаров, производимых на территории Республики Беларусь.
Если изготовителем товара, производимого за пределами Республики Беларусь, установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, предусмотренный законодательством для аналогичных товаров, производимых на территории Республики Беларусь, поставщик обязан установить на такой товар гарантийный срок, предусмотренный законодательством. Таким образом, потребители, покупающие иностранные и отечественные товары, будут поставлены в равные условия. Поскольку эти сроки устанавливаются национальными стандартами, потребитель сможет получить подтверждение достоверности гарантийного срока.
Если изготовитель (поставщик) не выполнил предусмотренную законодательством обязанность по его установке или выполнил ее ненадлежащим образом, то гарантийный срок на товар обязан установить продавец.
Кроме того, продавец вправе установить:
Необходимо помнить, что продавец не вправе устанавливать или объявлять гарантийный срок на товар меньше гарантийного срока, установленного изготовителем (поставщиком).
9. Исчисление гарантийных сроков?
Гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части исчисляется в том же порядке, что и гарантийный срок на основное изделие, и он, как правило, считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с гарантийным сроком на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
В случаях, когда на комплектующее изделие, составную часть основного изделия в договоре розничной купли-продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части основного изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.