Минский городской исполнительный комитет
Першамайскі раён – светлай мары крыніца
Версия для слабовидящих
В Центральной научной библиотеке им. Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси в соответствии с решением Мингорисполкома от 7 апреля 2020 г. в связи с эпидемической ситуацией прекращено обслуживание читателей в читальных залах, информационных центрах и на абонементе. Как сейчас там ведется работа, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Заведующая отделом обслуживания читателей Нина Шабалина рассказала, что сразу же возникло предложение полностью перейти в режим онлайн-обслуживания. Для пользователей онлайн-сервисы не новость, ведь система электронной доставки документов, виртуальная справочная служба, избирательное распространение информации, представленные на сайте ЦНБ НАН Беларуси, давно и успешно работают.
— Но сейчас в библиотеке организована, как мы называем ее, скорая библиотечная помощь, которая выполняет все запросы от пользователей совершенно бесплатно. Не знаем, как долго продлится пандемия, но мы намерены сейчас выполнять многие платные библиотечные услуги именно на бесплатной основе, — отмечает Н. Шабалина. — Для тех, кто остро нуждается в документальных источниках, квалифицированной помощи библиотекаря, это будет существенная поддержка. Для онлайн-обслуживания не важно, человек — наш читатель или нет, мы выполняем все запросы. Я, как заведующая отделом обслуживания читателей, предложила свой рабочий электронный адрес abonement@kolas.basnet.by, чтобы значительно упростить общение.
Не нужно проходить регистрацию на разных сервисах, заполнять определенные формы заявок, достаточно в письме в произвольной форме изложить свою просьбу. Библиотекари выполняют тематический поиск и предоставляют списки литературы, работают над уточнениями библиографических сведений, фактов, событий и терминов, уточняют ссылки, предоставляют подтверждение из документальных источников, отправляют фотографии или сканы страниц, электронные копии фрагментов документов. В распоряжении сотрудников по-прежнему и богатейшие библиотечные фонды, и электронные ресурсы, доступ к которым открыт в этих стенах.
Наверное, один из самых частых запросов — просьба прислать электронный вариант какой-то книги. Но если это издание не представлено на каких-то издательских платформах в открытом доступе, то библиотекари не могут выполнить такую просьбу, не нарушая авторских прав.
— В таких ситуациях «читаем вместе» с нашим читателем или даже как бы вместо него. Завязывается настоящая переписка, отправляем электронную копию содержания книги, уточняем, какую информацию ищем, в какой главе, разыскиваем, фотографируем, оправляем ответ. Фактически, человек получает личного библиотекаря, — рассказывает Н. Шабалина.
Читательские запросы разной степени сложности. Некоторые можно выполнить мгновенно, а на другие уходят часы работы. Кстати, карантин коснулся не только людей, но и книг. Те из них, которыми пользовались сотрудники, а также издания, поступающие от читателей, не сразу попадают на полки. Они находятся на карантине в течение 5 дней и только затем занимают определенные места.
На страницах веб-портала ЦНБ НАН Беларуси и в аккаунтах социальных сетей регулярно предоставляется информация об онлайн-сервисах, чтобы люди оперативно узнавали о них и могли воспользоваться услугами библиотеки.
— Надеемся и на то, что все, кто не был до этого нашим читателем, но воспользовался услугами сейчас, захотят посетить библиотеку, когда завершится карантин. К их услугам читальные залы, информационные центры и абонемент, а еще мы организуем и проводим интересные выставки, встречи и презентации книг, — говорит Н. Шабалина.
Фото Тамары Хамицевич
Информация предоставлена агентством «Минск-Новости»