Минский городской исполнительный комитет
Першамайскі раён – светлай мары крыніца
Версия для слабовидящихОтвет: Да, назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия.
* Согласно пункта 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», часть 4 пункта 37 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2013 № 569, лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия, на период действия таких договоров.
Ответ: Да, назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия.
* Согласно пункта 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и работающим на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия.
Право на пособия. Как установлено пунктом 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение), право на пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам имеют лица, работающие или осуществляющие иной вид деятельности, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на социальное страхование (далее – взносы).
Лицам, уплачивающим взносы самостоятельно в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании (индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и др.), пособия назначаются по случаям временной нетрудоспособности, беременности и родов, наступившим:
в году постановки их на учет в качестве плательщиков взносов в городских, районных, районных в городах отделах (секторах) областных (Минского городского) управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд), - если в этом году до наступления указанных случаев ими уплачены взносы не менее чем за 30 календарных дней.
Ответ:
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2009 N 917 «Об утверждении Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов» регулируется постановка на учет в органах Фонда организаций, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы и осуществляется на основании заявления, которое регистрируется органами Фонда в день обращения.
Пунктом 9-1 Положения № 40 предусмотрено, что организации, обеспечивавшие денежным довольствием, уплачивают обязательные страховые взносы в установленном размере за лиц, проходящих срочную военную службу, после их увольнения. Указанные взносы уплачиваются ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Периоды срочной военной службы и суммы обязательных страховых взносов за эти периоды отражаются в документах персонифицированного учета, представляемых организациями, обеспечивавшими денежным довольствием, в порядке и сроки, предусмотренные законодательством. Данная норма введена Указом Президента Республики Беларусь 10 февраля 2020 г. N 48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве»
Пример: Лица, проходящие срочную военную службу уволены 15.09.2020. Обязательные страховые взносы должны уплатить 20 октября 2020.
Не имеете право.
Ответ: Согласно ч. 4 п. 4 Положения плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно (на основании отчетности, представленной в орган Фонда за январь - декабрь предыдущего календарного года) могут уплачивать обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда не реже одного раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Обратим внимание, что показатель строки 03 отчета 4-фонд за январь - декабрь прошлого года является основанием применения поквартальной уплаты взносов в текущем году.
Таким образом, в 2021 году Вам необходимо, уплачивать обязательные взносы и иные платежи в органы Фонда ежемесячно, не позднее установленного срока заработной платы, при этом, если срок выплаты заработной платы после 20 числа, платежи производятся не позднее 20-го числа месяца.
Средняя численность работников" заполняют только плательщики из числа коммерческих организаций, которые имеют право на уплату взносов ежеквартально, и только в отчете за январь - декабрь (ч. 1 п. 7 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 20.11.2020 N 104 «Об установлении перечня и форм ведомственной отчетности на 2021 год и указаний по их заполнению»)
Нет, не сохраняется.
Ответ:
Согласно пункта 4 Положения, предусмотрено, что плательщики обязательных страховых взносов (далее – плательщики) из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно уплачивают взносы и иные платежи в бюджет фонда не реже одного раза в квартал, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала. В случае нарушения в текущем календарном году установленных сроков уплаты указанных платежей эта категория плательщиков начиная с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором имелось нарушение, уплачивает взносы в этом году ежемесячно, не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.
К иным платежам относятся: суммы расходов, не принятых к зачету в счет уплаты взносов, недоимки, пеней, доплат за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования и другие платежи, предусмотренные законодательством (пункт 10 Положения).
Исходя из вышеизложенного, организацией не внесены в полном объеме платежи, причитающиеся к уплате в установленный срок, ООО «К» с 01.05.2021 обязано уплачивать ежемесячно.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско – правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат[1], на которые не начисляются взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь[2].
Согласно статье 7 Трудового Кодекса Республики Беларусь наниматель имеет право устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для своих работников по сравнению с законодательством о труде. Данные гарантии предусматриваются в локальных нормативных правовых актах организации.
В данной ситуации, работодатель имеет право за счет собственных средств при необходимости производить оплату арендного жилья, при этом данные расходы не являются объектом для начисления взносов.
[1] Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень)
[2] Статья 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»
При условии, что сотрудники ОАО «Садок» не состоят в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с профсоюзной организацией, средства, затраченные на вышеуказанные выплаты, являться объектом для начисления взносов в бюджет фонда не будут.
В случае, когда член профсоюзной организации работает в ней по трудовому (гражданско-правовому) договору, то профсоюзная организация должна начислить и уплатить взносы в бюджет фонда с суммы вознаграждения и вручаемых подарков.
Ответ:
Да, данный листок по временной нетрудоспособности подлежит расчёту за весь период.
Согласно подп. 9.7 п.7 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569), за период после прекращения работы по трудовому договору не назначается пособие по временной нетрудоспособности:
Заместитель начальника Первомайского районного отдела
Минского городского управления
Фонда социальной защиты населения
Захаревич Е.А.
Ответ:
Будет назначен в размере 100%. среднедневного заработка с 19.11.2021 по 25.11.2021.
Средний заработок определяется за расчетный период с 01.05.2021г. по 31.10.2021г.
В соответствии с подп. 18.3 п.18 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569), донорам, сдавшим кровь (мужчины - не менее четырех донаций, женщины - не менее трех донаций) и ее компоненты (не менее 14 донаций) в течение 12 месяцев, предшествующих дню наступления временной нетрудоспособности (независимо от причины ее наступления) пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности.
Заместитель начальника Первомайского районного отдела
Минского городского управления
Фонда социальной защиты населения
Захаревич Е.А.
Выплачивая заработную плату "в конверте", руководители организаций пытаются снизить издержки на оплату труда и, фактически уходя от отчислений в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, стремятся минимизировать платежи, причем незаконным путем. Однако стоит помнить, что обман государства порой обходится дорого: кроме того, что с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выплативших (выдавших) доходы физическим лицам без отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, взыскиваются налоги, сборы, другие обязательные платежи в бюджет и пени за несвоевременную их уплату. За уклонение от уплаты налогов предусмотрена административная, а также уголовная ответственность.
Справочно: В рамках взаимодействия с иными контролирующими органами по выявлению выплат заработной платы «в конверте» Первомайским районным отделом Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь доначислены обязательные страховые взносы работающим гражданам у индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд, в сумме 8 607,85 рублей и у юридических лиц в сумме 119 453, 60 рублей.
В то же время физические лица, получающие заработную плату "в конверте", с которой не удержаны и не перечислены отчисления в Фонд, теряют социальную защищенность: пособия по временной нетрудоспособности, пенсии, иные социальные выплаты.
Рано или поздно физические лица, получающие заработную плату "в конверте", а иногда и их наследники, имеющие право на получение социальных выплат в связи со смертью кормильца, сталкиваются с последствиями противозаконной формы оплаты их труда.
Позаботьтесь о своем будущем!!!!
Начальник Первомайского районного отдела
Минского городского управления
Фонда социальной защиты населения
Юхновец Ю.В.
* Ответ: Для назначения пособия на детей старше 3 лет необходимо, чтобы выполнялось условие занятости трудоспособного отца (отчима) в полной семье либо трудоспособного родителя в неполной семье на дату обращения за пособием, а также не менее 6 месяцев в общей сложности в календарном году, предшествующем году обращения за ним (п. 2 ст. 16 Закона N 7-З).
В нашей ситуации семья является полной, поэтому условие занятости должно выполняться в отношении отца. На 10 февраля 2022 года (день обращения за пособием), а также в период с 1 января по 2 июля 2021 года (т.е. не менее 6 месяцев в истекшем году) отец работал, поэтому в 2022 году семья имеет право на пособие на детей старше 3 лет.
Государственные пособия назначаются со дня возникновения права на них, если обращение за назначением пособия последует не позднее 6 месяцев со дня возникновения права на него. Учитывая, что 1 января является днем возникновения права на пособие на детей старше 3 лет и работница обратилась за ним 10 февраля, т.е. не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права, пособие следует назначить с 1 января 2022 года (подп. 3.6 п. 3 ст. 22 Закона N 7-З).
Ответ: Для назначения пособия на детей старше 3 лет необходимо, чтобы выполнялось условие занятости трудоспособного отца (отчима) в полной семье либо трудоспособного родителя в неполной семье на дату обращения за пособием, а также не менее 6 месяцев в общей сложности в календарном году, предшествующем году обращения за ним (п. 2 ст. 16 Закона N 7-З).
В случае когда брак не расторгнут, но супруг содержится в учреждении уголовно-исполнительной системы, семья рассматривается как неполная (абз. 5 ч. 1 п. 6 Положения о пособиях).
В описанной ситуации отец ребенка находится в исправительном учреждении, поэтому семья рассматривается как неполная и условие занятости должно выполняться в отношении матери. И в 2021 году, и на дату обращения она работала.
Пособие на детей старше 3 лет назначается ежегодно с 1 января, если обращение за ним последовало не позднее 30 июня (подп. 3.4 п. 3 ст. 3, п. 1 ст. 16, подп. 3.6 п. 3 ст. 22 Закона N 7-З). В нашем случае работница обратилась за пособием в феврале 2022 года, поэтому его надо назначить с 1 января 2022 года.
Ответ: Необходимо принять во внимание, что срок инвалидности истекает до срока, установленного Указом Президента РБ №442от 25.11.2020 «О продлении срока действия документов», - до 26 марта 2022 г. включительно, срок ее действия продлевается на 6 месяцев без переосвидетельствования МРЭК – до 01.05.2022 г.
На обоих детей в 2022 г. пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначается по 31.12.2022 г. (на старшего ребенка – 70% БПМ, на младшего – 50% БПМ) с приостановкой выплаты с 01.05.2022 г.
Под культурным мероприятием понимается мероприятие по публичному созданию, исполнению, показу, распространению и (или) популяризации результатов творческой деятельности, а также по публичному показу, распространению и (или) популяризации культурных ценностей (п. 1 ст. 209 Кодекса о культуре). К культурным мероприятиям относятся культурно-зрелищные мероприятия, кинематографические мероприятия, фестиваль, конкурс, выставка, обзор, мастер-класс, конференция, пленэр, форум, акции и иные мероприятия (п. 2 ст. 209 Кодекса о культуре).
Музей - организация культуры, роль которой заключается в сохранении и популяризации материального и нематериального культурного наследия (подп. 4.2 ст. 51, ст. 159 Кодекса о культуре).
Таким образом, экскурсию, программой которой предусмотрено посещение музея, можно квалифицировать как культурное мероприятие. Соответственно на основании подп. 9.11 Перечня N 115 суммы средств работодателя, направленные на проведение этого мероприятия, в частности, оплата транспорта, услуг экскурсовода, входные билеты не являются объектом для начисления взносов в ФСЗН. Проведение культурного мероприятия должно быть оформлено в ЛПА.
Обращаем внимание, что в случае если программой экскурсии кроме культурных предусмотрены и иные мероприятия, например, шоппинг, развлекательные мероприятия, то данная экскурсия не относится к подп. 9.11 Перечня N 115. Взносы в ФСЗН следует начислить на сумму расходов организации на проведение такой экскурсии (кроме входных билетов).
Если экскурсия приурочена к общереспубликанским и (или) профессиональным праздничным дням, расходы на ее проведение не являются объектом для начисления взносов в ФСЗН.
Ответ: Нет.
Одной из форм морального поощрения работников, направленных на стимулирование повышения результативности труда, мотивацию к работе, является вручение им грамот (в т.ч. оформленных в рамки, папки), нагрудных знаков за результаты работы, а также за многолетний труд в организации и в связи с юбилеем работника. Их стоимость является расходами организации, связанными с ее деятельностью, и не относится к выплатам в пользу работника (абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 118-З). Таким образом, стоимость бланков грамот, рамок, папок, нагрудных знаков, вручаемых работникам, не является объектом для начисления взносов в ФСЗН.
Также отметим, что, как правило, поздравление работников производится при проведении мероприятий, связанных с осуществляемой работодателем деятельностью. Понесенные работодателем расходы по организации указанных мероприятий, в том числе на приобретение сувенирной продукции (грамот, папок, рамок, значков), не являются объектом для начисления взносов в ФСЗН в соответствии с подп. 9.10 Перечня N 115.
Ответ: Нет, данные выплаты не являются объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее – взносы) в ФСЗН.
Объектом для начисления взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем N 115 от 25.01.1999 г., но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (п. 1 ст. 4 Закона N 118-З).
Согласно пункту 14, Перечня № 115, не начисляются взносы в ФСЗН на дивиденды и приравненные к ним доходы.
Ответ: Нет, расходы организации, направляемые на медицинский осмотр водителей, не являются объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее – взносы) в ФСЗН.
Объектом для начисления взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем N 115 от 25.01.1999 г., но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (п. 1 ст. 4 Закона N 118-З).
Согласно подпункта 9.8 Перечня № 115, не начисляются взносы в ФСЗН на суммы средств работодателя, направляемые (возмещаемые) на (за) проведение медицинских осмотров в соответствии с законодательством, профилактических прививок (вакцинации).
В состав законодательства входят в том числе нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного правления (п. 1, абз. 8 п. 2 ст. 3 Закона N 130-З). Соответственно и Инструкция N 74, и Инструкция N 171 относятся к актам законодательства.
Согласно статье 19 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь излишне поступившие суммы взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения имеющейся у плательщиков задолженности перед Фондом, а при ее отсутствии - в счет предстоящей уплаты взносов в бюджет фонда либо возврату плательщикам в течение 10 рабочих дней после подачи ими в органы Фонда заявления о возврате сумм взносов с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности в бюджет фонда.
Нет, при соблюдении условий.
Объектом для начисления взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем N 115 от 25.01.1999 г., но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (п. 1 ст. 4 Закона N 118-З).
Взносы в ФСЗН не начисляются на суммы материальной помощи, выплаченной нанимателем работнику к отпуску, если в совокупности с иными выплатами социального характера не превышен предел, установленный п.13 Перечня N 115.за календарный год в отношении работника. В 2022 году по основному месту работы – 2 440,00 руб., по внешнему совместительству – 161,00 руб. С суммы превышения взносы исчисляются в общеустановленном порядке
Нет, данная выплата не являются объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее – взносы) в ФСЗН.
Объектом для начисления взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем N 115 от 25.01.1999 г., но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (п. 1 ст. 4 Закона N 118-З).
Согласно подп. 9,6 п. 9, Перечня № 115, не начисляются взносы в ФСЗН на суммы средств работодателя, направленные на приобретение (компенсацию стоимости) путёвок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь детям работников, в том том числе усыновленным, удочеренным, лицам в возрасте до восемнадцати лет, над которыми установлены опека или попечительство.
Ответ: С 01.09.2022
От уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I или II группы, с месяца, следующего за месяцем, в котором установлена инвалидность. (Статья 12 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 N 118-З "О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"
Данное правило применяется и в случае, если по результатам переосвидетельствования при проведении медико-социальной экспертизы медико-реабилитационными экспертными комиссиями у гражданина изменилась группа инвалидности (с I или II группы на III группу) либо он признан трудоспособным.
Таким образом, уплату обязательных страховых взносов на пенсионное страхование за указанного сотрудника работодателю необходимо производить, начиная с 01.09.2022.
Ответ: В приведенной ситуации работница права на пособие по временной нетрудоспособности не имеет, так как случай временной нетрудоспособности наступил у нее до начала действия гражданско-правового договора (28.07.2022). На начало случая временной нетрудоспособности работница является не застрахованной.
Днем возникновения права на пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам является первый день освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами согласно листку нетрудоспособности (пункт 4 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 N 569).
Ответ: Да, назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия.
* Согласно пункта 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», часть 4 пункта 37 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2013 № 569, лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия, на период действия таких договоров.
Ответ: Да, назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия.
Согласно пункта 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и работающим на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия.
Ответ: На период отпуска по беременности и родам пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается в размере 100% от установленного размера (п. 6 ст. 13 Закона N 7-З).
Ответ: В общем случае объект для начисления взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан ограничивается пятикратной величиной средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в ФСЗН (абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 118-З).
В рассматриваемой ситуации указанное ограничение применяется отдельно к выплатам по каждому договору.
* Ответ: Пунктом 1 статьи 15 Закона N 7-З « О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» определен круг семей, которым полагается пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей:
- в семье воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;
-отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) проходят срочную военную службу, альтернативную службу;
- оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей (мать (мачеха) или отец (отчим)) в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.
Если оба родителя работают в коммерческих организациях со средней численностью работников до 15 человек включительно, религиозных организациях, у индивидуальных предпринимателей, нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных бюро, пособие на детей старше 3 лет назначается в органах по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) заявителя (абз. 5, 6 подп. 3.2.1 ст. 21 Закона N 7-З).
Ответ: Да, обязательные страховые взносы на данные выплаты начисляются.
* Объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда , но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь .
В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 Перечня, нанимателем по обязательному государственному личному страхованию в соответствии с законодательством, а также по договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что такие договоры заключены на срок не менее одного года);
Следовательно, суммы страховых взносов по договору добровольного страхования гражданской ответственности за причинение вреда и расходов в связи с профессиональной (врачебной) ошибкой при осуществлении медицинской деятельности не входят в данный Перечень, в связи с этим данные выплаты являются объектом для начисления взносов в бюджет фонда.
Предприятие заключило договор с автобусным парком на доставку работников от станции метрополитена на работу и с работы.
Будут ли являться объектом для начисления в бюджет фонда указанные суммы расходов работодателя?
Ответ. Нет.
Суммы средств нанимателя, направленные на обеспечение деятельности организации, в том числе связанные с производственной необходимостью организации, при наличии подтверждающих документов (гражданско-правовые договоры аренды, договоры оказания возмездных услуг между субъектами хозяйствования и др.) не являются объектом для начисления взносов.
Следовательно, на суммы расходов нанимателя по доставке работников наемным транспортом к месту работы и обратно в целях производственной необходимости на основании заключенного с перевозчиком договора взносы в бюджет фонда не начисляются.
Выплачивая заработную плату "в конверте", руководители организаций фактически уходят от отчислений в бюджет фонда. Однако следует помнить, что обман государства порой обходится дорого. Мотивируя работника согласиться на выплату заработной платы "в конверте", наниматель умалчивает, что работник теряет социальную защищенность. Гражданин, который соглашается на работу без заключения с ним трудового договора и, соответственно, на получение заработной платы "в конверте", должен понимать, что он лишает себя права на получение выплат по государственному социальному страхованию, а именно:
- болезнь и временная нетрудоспособность;
- беременность и роды;
- рождение ребенка, уход за ребенком в возрасте до трех лет;
- инвалидность;
- достижение пенсионного возраста;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного или члена его семьи.
Она обратилась за назначением пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и семейного пособия. Право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет у нее возникло 17 ноября 2020 года (после окончания отпуска по беременности и родам). С какой даты следует назначить и выплачивать семейное пособие? С 7 сентября 2020 года (со дня рождения ребенка) или с 17 ноября 2020 года (со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам)?
Ответ. Согласно подпункту 3.5 пункта 3 статьи 22 Закона а Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29.12.2012 № 7-З днем возникновения права на семейное пособие является:
- день рождения младшего ребенка (независимо от назначения пособия по беременности и родам);
- день, с которого назначается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, - при отсутствии оснований для назначения семейного пособия с более ранней даты.
Таким образом, в данном случае семейное пособие следует назначить с 7 сентября 2020 года (со дня рождения ребенка).
* Ответ: С 1 октября 2022 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» параллельно с существующей пенсионной системой в стране работает механизм дополнительного накопительного пенсионного страхования с финансовой поддержкой государства.
* Если работающий гражданин решит участвовать в данной системе накопительной пенсии, работодатель одновременно будет обязан делать соразмерную доплату взноса (но не более чем 3%). На страховые взносы за счет средств работодателя взносы в бюджет ФСЗН не начисляются (подп. 3.4 , 3.6 п. 3 Указа N 367, подп. 11.2 п. 11 Перечня N 115).
* Ответ: С 1 октября 2022 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» параллельно с существующей пенсионной системой в стране работает механизм дополнительного накопительного пенсионного страхования с финансовой поддержкой государства.
* Право участвовать в системе дополнительного накопительного пенсионного страхования имеют работающие граждане, за которых работодателем уплачиваются обязательные страховые взносы на пенсионное страхование и которым на дату начала срока нового механизма страхования до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет.
* Осуществлять страхование будет республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита» (далее – государственное предприятие «Стравита»).
* Если работник принял решение участвовать, то к этому подключается и его работодатель. Он будет обязан платить взнос в размере взноса работника, но не более 3%.
Например, работник выбирает взнос на накопительную пенсию в размере 1% от заработной платы. В этом случае еще 1% доплатит его работодатель. В общей сложности в добровольные пенсионные накопления этого работника поступит взнос в размере 2% от его фактической зарплаты.
При трехпроцентном взносе работника работодатель доплатит уже 3%. В пенсионные накопления работника поступят 6% от его заработной платы.
5% платит работник – еще 3% платит работодатель и так далее.
Максимально возможный общий взнос работника и работодателя в новой программе составляет 13%: 10% взнос работника плюс 3% взнос работодателя.
* Тариф можно менять, но не чаще 1 раза в год.
* В любой момент можно приостановить свое участие в программе и затем вернуться к уплате дополнительных взносов.
* Работник выбирает срок выплаты дополнительной пенсии – 5 или 10 лет после достижения общеустановленного пенсионного возраста
Основным условием для назначения данного пособия является постановка женщины (в т.ч. суррогатной матери) на учет в организациях здравоохранения Республики Беларусь до 12-недельного срока беременности. При этом женщина должна регулярно посещать учреждение здравоохранения и выполнять предписания врачей в течение всего срока беременности (п. 1 ст. 10 Закона N 7-З). Выполнение данного условия подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии, которое выдается женщине в организации здравоохранения.
Рассмотрим случаи, когда женщина, став на учет до 12-недельного срока беременности, не имеет права на получение данного пособия.
Случай 1. Женщина стала на учет до 12-недельного срока беременности в организации здравоохранения иностранного государства. Право на пособие отсутствует.
Случай 2. Женщина стала на учет до 12-недельного срока беременности в организации здравоохранения Республики Беларусь, но не выполнила предписания врачей, о чем имеется запись в заключении организации здравоохранения. Право на пособие у нее отсутствует.
Размер пособия составляет 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала, действующего на дату рождения ребенка (п. 2 ст. 10 Закона N 7-З).
К физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся (абзац 10 п. 1 ст. 1 Закона N 118-З):
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты;
- нотариусы независимо от организационной формы осуществления нотариальной деятельности;
- физические лица, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющиеся нотариусами, адвокатами и не признанные плательщиками налога на профессиональный доход;
- граждане, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, участвующие в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза.
- граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь;
- граждане, работающие за пределами Республики Беларусь;
- физические лица, признанные плательщиками налога на профессиональный доход.
* Ответ: Не имеет.
Право на пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель), воспитывающие одновременно детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет. Согласно статьи 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей» (далее – Закон).
При воспитании в семье двоих и более детей государственное пособие, предусмотренное ст. 14 Закона, назначается и выплачивается одно на семью.
При определении права на пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет учитываются дети в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет, воспитываемые в семье, в том числе усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, и не учитываются дети:
4.1. в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав;
4.2. отобранные из семьи;
4.3. умершие;
4.4. на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 1 настоящего Закона государственные пособия не назначаются и не выплачиваются
Пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет назначается в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.
Ответ: Не имеет.
Согласно статьи 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей» право на пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель), воспитывающие одновременно детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет.
Таким образом, если в семье воспитываются дети до 3 лет, то права на пособие от 3 до 18 лет семья не имеет.
Ответ: Право на пособие в связи с рождением ребенка имеют мать или отец в полной семье, родитель в неполной семье, лицо, усыновившее (удочерившее) ребенка в возрасте до 6 месяцев либо назначенное опекуном ребенка в возрасте до 6 месяцев.
При этом пособие в связи с рождением ребенка назначается:
на ребенка, родившегося за пределами Республики Беларусь, который зарегистрирован по месту жительства в Республике Беларусь, - при условии, если в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу рождения ребенка, один из родителей в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун ребенка были зарегистрированы по месту жительства (имели разрешение на временное проживание в Республике Беларусь) и фактически проживали в Республике Беларусь не менее шести месяцев в общей сложности (за исключением лиц, работающих в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь);
временно проживающим в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства - при условии, если за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование уплачивались не менее шести месяцев в общей сложности до дня возникновения права на пособие в связи с рождением ребенка.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь.
Ответ: Объектом для начисления обязательных страховых взносов являются:
для работодателей и работающих граждан - выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет фонда и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь (далее - перечень выплат), но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы - определяемый ими доход;
для Белгосстраха в отношении лиц, которым осуществляется ежемесячная страховая выплата, - минимальная заработная плата, установленная и проиндексированная в соответствии с законодательством в месяце, за который уплачиваются обязательные страховые взносы; в отношении лиц, которым производится доплата до среднего заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности, - начисленные указанные доплата или пособие;
для организаций, обеспечивавших денежным довольствием, - денежное довольствие.
При этом для физических лиц, указанных в абзаце третьем части первой настоящего пункта, сумма обязательных страховых взносов за год не должна превышать сумму таких взносов, исчисленную из размера шестидесятикратной величины средней заработной платы работников в республике за последний месяц года, предшествующего году, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.