Минский городской исполнительный комитет
Першамайскі раён – светлай мары крыніца
Версия для слабовидящих
Более 50 картин Натальи Клепиковой и ее учеников, выполненных в технике традиционной китайской живописи гунби, можно увидеть в Национальной библиотеке Беларуси на выставке «Поры года в императорском саду», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Хотя стиль гунби в китайской живописи считается одним из сложнейших, для неискушенного зрителя он может показаться слишком простым. Сначала художник обводит черной тушью контур того, что он задумал нарисовать, а затем разбавленной в воде краской придает картине жизнь, наполняя ее разными смыслами. Очарование гунби кроется в деталях. О них мы поговорили с Натальей Клепиковой.
— Впервые с китайской живописью я познакомилась в залах Эрмитажа во время учебы в Ленинградском инженерно-экономическом институте. Понравилось настолько, что очень захотелось самой овладеть этим искусством, однако в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого столетия такой возможности не было. Поэтому мы просто ходили в Эрмитаж, чтобы полюбоваться утонченными, изысканными шедеврами художественного и декоративно-прикладного искусства. Смогла попробовать рисовать сама только в 2018 году.
— Насколько сложно овладеть техникой гунби, не имея специального художественного образования?
— Стиль гунби переводится как «тщательная, прилежная кисть», и это говорит о многом. Тушью тщательно прописываются линии контура рисунка, и пишутся они согласно строгим канонам. Затем, используя специальные минеральные краски, объект картины окрашивается прозрачными тонкими слоями (иногда до 50 и более).
Наверное, самым сложным было освоить контурные линии. Как сказал позже мой китайский лаоши (учитель), с линиями будет все хорошо после того, как их пропишешь 2–3 километра. Шутка, но в ней есть истина. Чтобы добиться результата, работать пришлось много.
Пробовала рисовать сама, просматривала ролики китайских мастеров, но их, к сожалению, очень мало. И наконец рискнула поехать на мастер-класс художника Ли Сяомина в Москву. Для меня это был трехсуточный стресс-марафон. На мастер-класс собрались в основном московские преподаватели гунби, и я тут — «чайник-первоклашка» из Беларуси. Взгляд Ли Сяомина на мой итоговый пион и робкий сдержанный комментарий переводчицы не оставил сомнений, что далеко не все хорошо. Ну и ладно: нырнула, вынырнула и поплыла дальше.
Училась по онлайн-урокам того же Ли Сяомина, Гун Сюэцына, Ли Чжэ, других авторитетных мастеров, неоднократно ездила на мастер-классы китайского художника Ту Чжуня в Москву и Санкт-Петербург. В итоге через года три мои картины были на выставке в Москве на Четвертом фестивале гунби. Ну а дальше уже было проще. Вот только гунби — это такая штука, когда учиться надо постоянно и все равно не познаешь всех премудростей и тонкостей до конца. Поэтому и сейчас я продолжаю обучение в онлайн-школе Ту Чжуня.
— Надо полагать, вы очень целеустремленный и старательный человек, так как учились стилю гунби у китайских преподавателей без знания китайского языка. При этом процесс обучения не вызвал больших проблем.
— Без китайского языка обучаться китайской живописи не так и сложно, учитывая то, что я уже освоила начальные знания и понятия. Некоторые видеокурсы были с кратким текстовым переводом, некоторые — с переводчиком. Мастер-классы вживую, как правило, с переводчиком, а Ту Чжунь, например, сам хорошо говорит по-русски. Но даже если нет ни того, ни другого, ни третьего, то вполне достаточно просто наблюдать за рукой мастера: как он держит кисть, как ведет линию, как работает красками. Есть даже такой способ обучения — «насматривание».
— Думали ли вы, что, проработав в энергетике и энергостроительстве всю сознательную жизнь и выйдя на заслуженный отдых, будете отмечать День учителя?
— Так получилось. Дело в том, что у нас не так много людей, близко знакомых с китайской живописью, а с гунби их еще меньше. Вот я и решила совместить приятное с полезным: попробовала популяризировать самый древний, императорский стиль. Теперь преподаю курс традиционной китайской живописи гунби в одном из образовательных центров Минска.
— Вы как-то сказали, что человек, не знакомый с китайской живописью, не всегда может понять суть сюжета, изображенного на картине. Почему?
— Тот, кто не знаком со знаковой системой и традициями Китая, символизмом, закодированным в многочисленных образах животных и растений, воспринимает картину просто визуально: вижу изображенный пион — значит, пион. Нравится — не нравится. Но китайские картины надо уметь читать. Пион — цветок императора. Изображение пиона символизирует красоту, романтику и любовь. Это символ богатства, изобилия, почести и карьерного роста. Считалось, например, что если повесить изображение с красным пионом в доме, то незамужняя девушка найдет себе жениха. Если вы хотите пожелать человеку все вышеперечисленное, изобразите пион и подарите ему.
Стиль гунби — это своего рода медитация в нынешнем вечно куда-то спешащем мире. Остановитесь на мгновенье, позвольте себе насладиться прекрасным.
Информация предоставлена агентством «Минск-Новости»