Минский городской исполнительный комитет

Администрация Первомайского района г.Минска

Першамайскі раён – светлай мары крыніца

Версия для слабовидящих
RU BY EN
  • 220012, г. Минск, пер. К.Чорного, 5
  • Тел.: +375 17 3577747 - приемная
  • Тел.: +375 17 3573726 - управление соц. защиты
  • факс: +375 17 3978545
  • Гор. линия.: +375 17 2152978
  • Пн-чт: 8.45 - 18.00
  • Пт: 8.45 - 16.45
  • Обеденный перерыв с 13:00 до 14:00

Почему аккумуляторные батареи могут привести к пожару?

 

Литий-ионные аккумуляторные батареи благодаря своей высокой плотности энергии, стабильной производительности, длительному сроку службы, низкому саморазряду, быстрой зарядке и долговечности нашли широкое применение в повседневной жизни. Однако, несмотря на защиту данного типа батарей с помощью механизмов обеспечения безопасности, пожары от них являются относительно частым явлением.

Работы по созданию аккумулятора на основе лития были начаты ещё в 1912 году, а первые коммерческие образцы были выпущены только в 1991 году, что связано с проблемой обеспечения их безопасной эксплуатации. Одной из основных явилось образование дендритов, игольчатых кристаллов лития, растущих между электродами. Их рост приводил к внутреннему короткому замыканию аккумулятора и выходу его из строя (порой с воспламенением и взрывом). Однако достоинства литиевых аккумуляторов оказались настолько очевидны, что их разработка продолжилась и был достигнут разумный компромисс между эксплуатационными характеристиками и требованиями безопасности, в частности, за счет создания литий-ионных аккумуляторных батарей (Li-ion). В 2019 году ученые С.Уиттингем, Дж.Гуденаф и А.Есино удостоены Нобелевской премии по химии с формулировкой «За развитие литий-ионных аккумуляторов».

Превалирующее большинство литий-ионных аккумуляторных батарей конструктивно производится в цилиндрическом и призматическом вариантах. В цилиндрических аккумуляторах свернутый в виде рулона пакет электродов и сепаратора помещен в стальной или алюминиевый корпус, с которым соединен отрицательный электрод (анод). Положительный электрод (катод) аккумулятора выведен через изолятор на контактную площадку.

Призматические аккумуляторы производятся складыванием прямоугольных пластин друг на друга. Призматические аккумуляторы обеспечивают более плотную упаковку в аккумуляторной батарее, но в них труднее, чем в цилиндрических, поддерживать сжимающие усилия на электроды. В некоторых призматических аккумуляторах применяется рулонная сборка пакета электродов, который скручивается в эллиптическую спираль. Это позволяет объединить достоинства двух описанных выше модификаций конструкции.

Безопасная эксплуатация литий-ионных аккумуляторов учтена в их конструкции: большинство корпусных аккумуляторов снабжены предохранительными клапанами. При превышении давления внутри корпуса клапан (при его исправности) разрывается и сбрасывает давление наружу, предотвращая накопление давления внутри и разрушение корпуса. Также, с учетом того, что литий-ионные аккумуляторы чувствительны к перезаряду и разряду, последние снабжаются системами контроля заряда-разряда – BMS (Battery Management System) платами управления, обеспечивающими защиту и балансировку элементов питания в сборе.

Выбор электролита, который во многом определяет стабильность работы литий-ионного аккумулятора, зависит от электродных материалов. Обычно используется смесь органических растворителей, основой которой является этиленкарбонат (ЭК) и диэтилкарбонат (ДЭК). В смесь вводят различные литиевые соли, например LiPF6, тип которых определяет проводимость электролита, состав и морфологию пассивного слоя на положительном и отрицательном электродах. Электролит находится в порах матричного сепаратора из полиолефина.

Высокая агрессивность, токсичность и пожароопасность органического электролита в литий-ионных аккумуляторах требует надежной герметизации источника тока. Для исключения термического разгона используют специальный сепаратор, который при температуре 1100С претерпевает фазовые изменения и закрывает поры, в результате чего значительно увеличивается его внутреннее сопротивление и уменьшается токовая нагрузка.

Из-за воздействия агрессивных факторов стабильная структура литий-ионного аккумулятора может быть повреждена, что спровоцирует пожарную опасность. Эти факторы можно свести к нескольким основным типам: физические, электрические и тепловые факторы, а также производственный дефект и старение батареи.

Физический фактор. Деформация батареи, вызванная при­ложенной внешней силой, является главной чертой физического фактора, где основным условием является именно механическое воздействие и, как следствие, повреждение батареи. Многие происшествия, связанные с литий-ионными аккумуляторами, произошли после их деформации. Известно, что во время аварии с участием электромобиля одна батарея или батарейный блок могут деформироваться под действием внешней силы. Деформация батареи может привести к опасным последствиям:

- электроды могут соприкасаться, вызывая внутреннее короткое замыкание;
- воспламеняющийся электролит протекает, что может привести к пожару.

Электрический фактор. Внешнее короткое замыкание, перезаряд и чрезмерный разряд являются основными чертами электрического фактора, где внешнее короткое замыкание батареи происходит после того, как электроды с разницей напряжений соединены проводниками. Во время внешнего короткого замыкания аккумулятор находится в состоянии быстрого разряда, и ток разряда может быть намного больше, чем в нормальном состоянии. После этого батарея подвергается сильному повышению температуры (за счет выделения Джоулевого тепла), что может привести к серьезным последствиям, таким как возгорание.

Когда напряжение разомкнутой цепи батареи заряжается выше допустимого, происходит перезаряд. Отказ системы управления батареей является обычной причиной перезаряда, так что зарядка батареи будет продолжаться непрерывно. В результате увеличивается внутреннее давление батареи, происходит деформация батареи и утечка электролита. Кроме того, в процессе перезаряда также наблюдается сильное выделение тепла и газа, а чрезмерная потеря ионов лития на катоде при перезаряде приводит к структурному разрушению катода и последующему выделению кислорода. Выделяющийся кислород ускоряет разложение электролита, после чего образуются газы. Следовательно, пожарная опасность, связанная с перегруженной батареей, значительно повышается.

Аналогично, в случае отказа системы управления батареей, возможен разряд ниже допустимого напряжения. Чрезмерный разряд приводит к чрезмерной потере ионов лития на аноде, что разрушает стабильную структуру анода и вызывает необратимые повреждения. Между тем, такие газы, как CO и CO2, также могут генерироваться, что приводит к набуханию батареи. Кроме того, чрезмерный разряд приведет к растворению медного коллектора. Растворенная медь мигрирует и осаждается на поверхности анода, который повреждает сепаратор, вызывая короткое замыкание.

Тепловой фактор. Помимо перегрева, вызванного физическими или электрическими факторами, термический сбой также может быть вызван внешней высокой температурой и перегревом. Тепловой фактор приводит к резкому повышению температуры батареи, плавлению сепаратора, разложению электродов/электролита и многочисленным побочным реакциям и т.д. Другими словами, тепловое воздействие является основной причиной теплового разгона батареи. Следует отметить, что как физические, так и электрические факторы, так же, в конечном счете, вызывают тепловой разгон. Это происходит, когда катод и анод контактируют друг с другом из-за выхода из строя сепаратора батареи.

Производственный дефект и старение. Помимо внешних факторов, внутренние дефекты батареи: некачественный сепаратор, загрязнение материала и неправильно расположенные компоненты - могут привести к выходу батареи из строя и созданию пожароопасных условий. Дефекты катодного материала снижают производительность батареи и повышают риск термической опасности. Кроме того, низкокачественный сепаратор снизит эффективность прохождения Li+ через сепаратор и приведет к серьезному покрытию его литием, который в дальнейшем проникнет в сепаратор и вызовет внутреннее короткое замыкание. Неправильное расположение компонентов также вредно для работы батареи, ухудшает тепловыделение и, следовательно, снижает пожарную безопасность батареи.

Наконец, из-за ухудшения качества, связанного со старением батареи, ее пожарная опасность соответственно возрастет. Старая батарея будет терять большое количество лития и активных веществ. По мере прогрессирования старения батареи степень покрытия Li будет постепенно увеличиваться и впоследствии образуется дендрит. Дендрит может проникнуть в сепаратор и образовать мостик между электродами, что вызовет микрозамыкание внутри батареи и в конечном итоге приведет к выходу батареи из строя и, возможно, пожару/взрыву.





Годчhttps://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-375-ot-27-noyabrya-2023-gа к Конституция Республики Беларусь Всебелорусское народное собрание Концепция Минского городского проекта «Память через века» Декрет №3 Декрет №5 Декрет №7
II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024»
СТРОИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Перечень инвестиционных площадок Первомайского района г. Минска для изучения спроса инвесторов
Благоустройство
Текущий график капитального ремонта жилищного фонда на 2024 год
Ремесленная деятельность
Общественная приёмная
Государственная аккредитация на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта
Лицензирование на уровнях общего среднего и дошкольного образования
Конкурс на лучшую работу по теме «Спортивное право в Республике Беларусь»
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Минская смена 2024
Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Минска
Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время
Общественное обсуждение
БИЗНЕС ПОРТАЛ  МИНСКА
Перечень нестационарных объектов и маршрутов движения
о проведении переговоров о поставках продукции на крупные промышленные предприятия
Проект «История моей семьи — история страны»
Память и боль белорусской земли
Требования к внешнему виду и размерам нестационарных торговых объектов, нестационарных  объектов общественного питания, летних площадок (продолжений залов):
Формирование здорового образа жизни
Ваша безопасность - наша работа
Тепловая модернизация жилых зданий г.Минска
Противодействие коррупции
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
Общественно-политические и  культурно-массовые мероприятия,  проводимые в  Первомайском районе г.Минска
Гуманитарное сотрудничество
Реестр пустующих домов
КУП ЖКХ Первомайского района г,Минска
Озеленение придомовых территорий