Права интеллектуальной собственности гарантируются Конституцией Республики Беларусь (ст. 51) и определяют культурный и хозяйственный потенциал общества, способы и механизмы реализации прав и свобод авторов, законных правообладателей.

Переход нашей страны к рыночным отношениям и необходимость индивидуализации продукции большого числа производителей потребовали модернизации законодательства о товарных знаках и механизмов его применения. Наблюдается значительный рост судебных споров в сфере применения товарных знаков. Особо остро в последние годы встала проблема недобросовестной конкуренции. Товарные знаки и знаки обслуживания имеют большое значение в деле обеспечения конкуренции товаров на рынке. Они призваны выступать в качестве меры недопущения недобросовестной конкуренции, ведь главная их функция, как объектов промышленной собственности состоит именно в возможности разграничения и индивидуализации продукции конкретного изготовителя от товаров других производителей.

Отношения промышленной собственности занимают лидирующее положение в постоянно расширяющемся производстве товаров, работ, услуг, проявляются во всех аспектах науки, техники. Необходимость правовой определенности отношений авторов, правообладателей при реализации исключительных имущественных прав требует проведения новых исследований и урегулирования еще неразрешенных проблем правового регулирования.

Товарный знак и знак обслуживания ассоциируется в сознании потребителя с определенным производителем товара, гарантирующим обеспечивать потребителю товара определенный набор качеств, ценностей и услуг. Производителю, также необходимо прилагать немалые усилия для продвижения своего товарного знака и поддержания необходимого качества маркируемого им товара, вкладывая средства в модернизацию производства.

В связи с этим, комплексное исследование норм законодательства, регулирующих гражданско-правовую охрану средств индивидуализации: товарных знаков, знаков обслуживания сквозь призму судебной практики позволяет выявить наиболее актуальные проблемы, существующие в современном законодательстве о средствах индивидуализации.

Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере правовой охраны прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания.

Предмет исследования составляет совокупность правовых норм, устанавливающих критерии и формы гражданско-правовой охраны прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания по законодательству, а также пути совершенствования указанных правовых положений.

Целью исследования являются: исследование и анализ положений отечественного законодательства, регулирующих гражданско-правовую охрану прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания; выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию положений законодательства, регулирующего вопросы гражданско-правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания.

Задачами исследования, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, являются следующие:

  • дать правовую характеристику товарного знака и знака обслуживания;
  • рассмотреть порядок государственной регистрации товарного знака и знака обслуживания;
  • изучить требования законодательства о передаче исключительного права на товарный знак и знак обслуживания;
  • проанализировать требования законодательства об использовании товарного знака и знака обслуживания в сети Интернет;
  • охарактеризовать гражданские, административные и уголовно-правовые способы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания;
  • изучить судебную практику о нарушении исключительного права на товарный знак или знак обслуживания.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания, в частности: сравнительный, системный, исторический, а также формально-юридический, эмпирический метод, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических методов и процессов.