Минский городской исполнительный комитет
Першамайскі раён – светлай мары крыніца
Версия для слабовидящих
Молодежный театр открывает 15 сентября новый сезон комедией Пьера Шено «Будьте здоровы». Какие еще премьеры ожидают зрителей и чему научила пандемия, рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» главный режиссер театра Андрей Гузий.
— Андрей Эдуардович, вы почти два года работаете в Молодежном в этой должности. До этого плодотворно сотрудничали как приглашенный режиссер, поставив два успешных спектакля. Что из задуманного удалось реализовать как главному режиссеру в это непростое ковидное время?
— В Молодежный я попал по стечению обстоятельств. Как-то утром случайно нашел в Интернете пьесу минчанки Влады Ольховской «Трикстер клуб». До этого ни разу не слышал о таком драматурге. Произведение понравилось. Позвонил театральному критику Татьяне Орловой, я с ней хорошо знаком, предложил почитать пьесу и поделиться своим мнением. А Татьяна Дмитриевна взяла и отнесла ее генеральному директору Молодежного театра Виктору Старовойтову. Его «Трикстер клуб» тоже зацепил. А меня пригласили в качестве режиссера. Молодежный стал первым театром, который представил эту пьесу зрителям. Будучи главным режиссером, я поставил еще одно произведение Ольховской — «6 утра, американо». Рад, что у нас появился талантливый молодой автор. Кстати, с пьесой «Трикстер клуб» мы вышли в финал конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия».
До коронавируса собирались целые залы, а во время пандемии заполнять зал разрешалось только на 50 %, да и столько зрителей не приходило — боялись заразиться. Несколько раз театр уходил на карантин. Потом тяжело было восстанавливать спектакли… Однако даже в это время я сумел поставить «Спасти камер-юнкера Пушкина».
К сожалению, некоторые спектакли пришлось отложить по разным причинам — многие актеры болели, кто-то ушел из театра… Тем не менее только в сентябре публику ждут четыре премьеры. Комедией «Будьте здоровы!» мы закрыли 35-й сезон, ею открываем 36-й. Это не только название, а еще и пожелание зрителям и актерам. Очень хочется вернуться к полным залам и спокойствию.
В субботу, 18 сентября, представим музыкальную сказку «Старомодные чудеса». А в воскресенье, 19 сентября, публику ожидают еще две премьеры — «6 утра, американо» и «Не забудьте расписаться». Это комедии, а смех и положительные эмоции способствуют укреплению иммунитета.
Чему научила пандемия? Бережно и ответственно относиться к здоровью — своему и окружающих. Я не болел, но в числе первых вакцинировался. Тест на антитела показал: прививка работает. Что касается театра, то мы вынесли урок: из любой сложной ситуации можно найти выход и даже в такое сложное время ставить спектакли.
— Сентябрьские премьеры Молодежного отличаются сюжетами, местами событий, героями, однако все они созвучны нынешним реалиям и все о ценностях, которые вне времени…
— Вы правы. Та же сказка «Старомодные чудеса» — о том, что добро побеждает зло. Через нее мы учим детей понимать, что такое хорошо и что такое плохо. И в постановках для взрослых говорим о тех же десяти заповедях.
— Чем еще удивит и порадует зрителей новый театральный сезон?
— Репетируем спектакль по пьесе Александра Островского «Последняя жертва». Премьера состоится в ноябре. Почему Островский? Мне нравится этот автор. На мой взгляд, он очень современный. Недаром эту пьесу ставили и Марк Захаров, и Юрий Ерёмин (в его спектакле роль купца Флора Федулыча изумительно сыграл Олег Табаков). Лихо закрученный сюжет, хороший язык, характеры… Это будет моя четвертая постановка Островского. Труппа с удовольствием воспринимает его произведения.
Конечно, сегодня мы играем несколько иначе, чем в те времена, когда была написана пьеса. Всё же и время другое, и темпоритм. Никто уже не разглагольствует на сцене часами. Зритель привык к динамике.
В конце осени приедет из Москвы режиссер Александр Дольников. Он, кстати, учился в Беларуси у Бориса Луценко. Будет ставить в Молодежном спектакль по произведению Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Сейчас многие театры вспомнили про этого замечательного драматурга. Проблемы, которые он поднимает в своих пьесах, всегда актуальны. Почему понятны и до сих пор востребованы Шекспир, Островский, Чехов? Потому что говорят о человеческой душе, ее метаниях и стремлениях, чаяниях и надеждах, о любви и предательстве, о том, что человек всегда стоит перед выбором…
В режиссерском портфеле на новый сезон еще немало пьес, но все секреты раскрывать не стану. Скажу лишь, что это качественная драматургия — русская и зарубежная классика, а также современные авторы. Будем удивлять публику и названиями, они смелые.
— Кто сегодня ходит в Молодежный? Только ли юные со взором горящим?
— Публика приходит разная — и молодежь, и поколение среднего возраста, и пожилые. Мне это нравится. Темы, которые мы поднимаем в постановках, для всех важны. Представьте: я поставлю «Ромео и Джульетту» (хотя в моих планах этого нет). На спектакль ведь придут не только 14–16-летние подростки, а именно столько лет было героям Шекспира. Будет разная публика. Сам до сих пор с удовольствием пересматриваю гениальный фильм Франко Дзеффирелли. Чудная музыка Нино Роты, прекрасная игра актеров Оливии Хасси и Леонарда Уайтинга… Впервые я увидел «Ромео и Джульетту» в 8-м классе и понял: хочу стать актером! Начал готовиться к поступлению в театральный институт. Окончил актерский факультет, работал в театре, а потом поступил на режиссерский. Почему? Актер всё же человек подневольный, говорит и делает то, что определяет режиссер. Я не всегда соглашался с видением режиссера, а спорить и доказывать бессмысленно… Еще когда учился на актерском, поставил дипломный спектакль «Дзiкае паляванне караля Стаха». Это одно из моих любимых произведений Владимира Короткевича.
— А в Молодежном Короткевича поставите? Мне кажется, сегодня его произведения найдут отклик у публики.
— Короткевич гениален, золотой литературный фонд нашей страны. Мировой уровень. К «Паляванню» я сам писал инсценировку, и Владимиру Семеновичу она понравилась. Есть у меня еще инсценировка «Ладдзi роспачы», но ее надо доработать. Хотел бы поставить это произведение. В планах много интересного, дай Бог здоровья, чтобы их реализовать. Сейчас набрал целевой актерский курс в академии искусств — буду готовить актеров для Молодежного. Это 10 юношей и девушек 17–18 лет. Они уже побывали у меня на репетиции. Стану потихоньку приучать их к театру, а на 2-м и 3-м курсах вводить в спектакли. Пусть привыкают к сцене, почувствуют, что театр — их дом.
Счастлив, что всю жизнь занимаюсь театром. И студентам советую: «Ребята, профессию надо выбирать так, чтобы получать удовольствие от работы, а тебе за это еще и деньги платили» (смеется).
Фото предоставлены Молодежным театром