Вопрос - ответ
Вопрос: В семье воспитывается ребенок до 3-х лет. Уход осуществляет мать, которая работает по ГПД. Необходимо ли данное пособие выплачивать в размере 50% от установленной суммы?
Ответ: Да, назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия.
* Согласно пункта 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», часть 4 пункта 37 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2013 № 569, лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия, на период действия таких договоров.
Вопрос: В семье воспитывается ребенок до 3-х лет. Уход осуществляет мать, которая работает на 0.75 ставки. Необходимо ли данное пособие выплачивать в размере 50% от установленной суммы?
Ответ: Да, назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия.
* Согласно пункта 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и работающим на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия.
Как назначаются пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам лицам, уплачивающим обязательные страховые взносы самостоятельно
Право на пособия. Как установлено пунктом 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение), право на пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам имеют лица, работающие или осуществляющие иной вид деятельности, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на социальное страхование (далее – взносы).
Лицам, уплачивающим взносы самостоятельно в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании (индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и др.), пособия назначаются по случаям временной нетрудоспособности, беременности и родов, наступившим:
в году постановки их на учет в качестве плательщиков взносов в городских, районных, районных в городах отделах (секторах) областных (Минского городского) управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд), - если в этом году до наступления указанных случаев ими уплачены взносы не менее чем за 30 календарных дней.
В Военной части № 1111 служат лица, проходящие срочную военную службу. Какие изменения произошли в 2020 году?
Ответ:
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2009 N 917 «Об утверждении Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов» регулируется постановка на учет в органах Фонда организаций, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы и осуществляется на основании заявления, которое регистрируется органами Фонда в день обращения.
Пунктом 9-1 Положения № 40 предусмотрено, что организации, обеспечивавшие денежным довольствием, уплачивают обязательные страховые взносы в установленном размере за лиц, проходящих срочную военную службу, после их увольнения. Указанные взносы уплачиваются ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Периоды срочной военной службы и суммы обязательных страховых взносов за эти периоды отражаются в документах персонифицированного учета, представляемых организациями, обеспечивавшими денежным довольствием, в порядке и сроки, предусмотренные законодательством. Данная норма введена Указом Президента Республики Беларусь 10 февраля 2020 г. N 48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве»
Пример: Лица, проходящие срочную военную службу уволены 15.09.2020. Обязательные страховые взносы должны уплатить 20 октября 2020.
Наша организация создана в апреле 2021 года. В мае 2021 была начислена заработная плата, имеем ли мы право уплачивать обязательные страховые взносы один раз в квартал?
Не имеете право.
Ответ: Согласно ч. 4 п. 4 Положения плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно (на основании отчетности, представленной в орган Фонда за январь - декабрь предыдущего календарного года) могут уплачивать обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда не реже одного раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Обратим внимание, что показатель строки 03 отчета 4-фонд за январь - декабрь прошлого года является основанием применения поквартальной уплаты взносов в текущем году.
Таким образом, в 2021 году Вам необходимо, уплачивать обязательные взносы и иные платежи в органы Фонда ежемесячно, не позднее установленного срока заработной платы, при этом, если срок выплаты заработной платы после 20 числа, платежи производятся не позднее 20-го числа месяца.
Средняя численность работников" заполняют только плательщики из числа коммерческих организаций, которые имеют право на уплату взносов ежеквартально, и только в отчете за январь - декабрь (ч. 1 п. 7 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 20.11.2020 N 104 «Об установлении перечня и форм ведомственной отчетности на 2021 год и указаний по их заполнению»)
ООО «К» с численностью до 100 человек уплатила взносы за 1 квартал 2021 в установленный срок, при этом не погашена задолженность по начисленной пене. Сохраняется ли за организацией ежеквартальный срок уплаты платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь?
Нет, не сохраняется.
Ответ:
Согласно пункта 4 Положения, предусмотрено, что плательщики обязательных страховых взносов (далее – плательщики) из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно уплачивают взносы и иные платежи в бюджет фонда не реже одного раза в квартал, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала. В случае нарушения в текущем календарном году установленных сроков уплаты указанных платежей эта категория плательщиков начиная с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором имелось нарушение, уплачивает взносы в этом году ежемесячно, не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.
К иным платежам относятся: суммы расходов, не принятых к зачету в счет уплаты взносов, недоимки, пеней, доплат за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования и другие платежи, предусмотренные законодательством (пункт 10 Положения).
Исходя из вышеизложенного, организацией не внесены в полном объеме платежи, причитающиеся к уплате в установленный срок, ООО «К» с 01.05.2021 обязано уплачивать ежемесячно.
Что является объектом для начисления обязательных страховых взносов и необходимо ли уплачивать взносы направленные на оплату аренды жилого помещения нашему работнику ООО «Контри»?
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско – правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат[1], на которые не начисляются взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь[2].
Согласно статье 7 Трудового Кодекса Республики Беларусь наниматель имеет право устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для своих работников по сравнению с законодательством о труде. Данные гарантии предусматриваются в локальных нормативных правовых актах организации.
В данной ситуации, работодатель имеет право за счет собственных средств при необходимости производить оплату арендного жилья, при этом данные расходы не являются объектом для начисления взносов.
[1] Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень)
[2] Статья 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»
Необходимо ли начислять обязательные страховые взносы, направленные первичной профсоюзной организацией ОАО «Садок» для поздравления и осуществлении выплат к празднику сотрудникам ОАО «Садок»?
При условии, что сотрудники ОАО «Садок» не состоят в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с профсоюзной организацией, средства, затраченные на вышеуказанные выплаты, являться объектом для начисления взносов в бюджет фонда не будут.
В случае, когда член профсоюзной организации работает в ней по трудовому (гражданско-правовому) договору, то профсоюзная организация должна начислить и уплатить взносы в бюджет фонда с суммы вознаграждения и вручаемых подарков.
На предприятии работник был принят по трудовому договору в 2018 году, уволен 20.11.2021, предоставил листок по временной нетрудоспособности (общее заболевание) с 19.11.2021 по 25.11.2021. Подлежит ли расчету данный листок по временной нетрудоспособности?
Ответ:
Да, данный листок по временной нетрудоспособности подлежит расчёту за весь период.
Согласно подп. 9.7 п.7 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569), за период после прекращения работы по трудовому договору не назначается пособие по временной нетрудоспособности:
- - по уходу за больным членом семьи, в том числе за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет);
- - по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
- - по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации;
Заместитель начальника Первомайского районного отдела
Минского городского управления
Фонда социальной защиты населения
Захаревич Е.А.
На предприятии работник был принят по трудовому договору в 2020 году, предоставил листок по временной нетрудоспособности (общее заболевание) с 19.11.2021 по 25.11.2021. Работник является донором. В каком размере будет рассчитан данный листок?
Ответ:
Будет назначен в размере 100%. среднедневного заработка с 19.11.2021 по 25.11.2021.
Средний заработок определяется за расчетный период с 01.05.2021г. по 31.10.2021г.
В соответствии с подп. 18.3 п.18 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569), донорам, сдавшим кровь (мужчины - не менее четырех донаций, женщины - не менее трех донаций) и ее компоненты (не менее 14 донаций) в течение 12 месяцев, предшествующих дню наступления временной нетрудоспособности (независимо от причины ее наступления) пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности.
Заместитель начальника Первомайского районного отдела
Минского городского управления
Фонда социальной защиты населения
Захаревич Е.А.
Осторожно, заработная плата в «конвертах»
Выплачивая заработную плату "в конверте", руководители организаций пытаются снизить издержки на оплату труда и, фактически уходя от отчислений в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, стремятся минимизировать платежи, причем незаконным путем. Однако стоит помнить, что обман государства порой обходится дорого: кроме того, что с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выплативших (выдавших) доходы физическим лицам без отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, взыскиваются налоги, сборы, другие обязательные платежи в бюджет и пени за несвоевременную их уплату. За уклонение от уплаты налогов предусмотрена административная, а также уголовная ответственность.
Справочно: В рамках взаимодействия с иными контролирующими органами по выявлению выплат заработной платы «в конверте» Первомайским районным отделом Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь доначислены обязательные страховые взносы работающим гражданам у индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд, в сумме 8 607,85 рублей и у юридических лиц в сумме 119 453, 60 рублей.
В то же время физические лица, получающие заработную плату "в конверте", с которой не удержаны и не перечислены отчисления в Фонд, теряют социальную защищенность: пособия по временной нетрудоспособности, пенсии, иные социальные выплаты.
Рано или поздно физические лица, получающие заработную плату "в конверте", а иногда и их наследники, имеющие право на получение социальных выплат в связи со смертью кормильца, сталкиваются с последствиями противозаконной формы оплаты их труда.
Позаботьтесь о своем будущем!!!!
Начальник Первомайского районного отдела
Минского городского управления
Фонда социальной защиты населения
Юхновец Ю.В.
Вопрос: В семье воспитывается ребенок-инвалид. Отец в 2021 году работал и получал доход с 1 января по 2 июля и снова трудоустроился 03 января 2022 года. Мать ребенка обратилась за назначением пособия на ребенка старше 3 лет 10 февраля 2022 года. С какой даты надо назначить пособие?
* Ответ: Для назначения пособия на детей старше 3 лет необходимо, чтобы выполнялось условие занятости трудоспособного отца (отчима) в полной семье либо трудоспособного родителя в неполной семье на дату обращения за пособием, а также не менее 6 месяцев в общей сложности в календарном году, предшествующем году обращения за ним (п. 2 ст. 16 Закона N 7-З).
В нашей ситуации семья является полной, поэтому условие занятости должно выполняться в отношении отца. На 10 февраля 2022 года (день обращения за пособием), а также в период с 1 января по 2 июля 2021 года (т.е. не менее 6 месяцев в истекшем году) отец работал, поэтому в 2022 году семья имеет право на пособие на детей старше 3 лет.
Государственные пособия назначаются со дня возникновения права на них, если обращение за назначением пособия последует не позднее 6 месяцев со дня возникновения права на него. Учитывая, что 1 января является днем возникновения права на пособие на детей старше 3 лет и работница обратилась за ним 10 февраля, т.е. не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права, пособие следует назначить с 1 января 2022 года (подп. 3.6 п. 3 ст. 22 Закона N 7-З).
Вопрос: В полной семье воспитывается ребенок-инвалид 6 лет. Мать ребенка работает в организации с февраля 2021 года, в феврале 2022 года она обратилась по месту работы за назначением пособия на детей старше 3 лет. Отец ребенка не имел дохода в 2021 году, с 30 декабря 2021 года находится в исправительном учреждении. Имеет ли право работница на пособие?
Ответ: Для назначения пособия на детей старше 3 лет необходимо, чтобы выполнялось условие занятости трудоспособного отца (отчима) в полной семье либо трудоспособного родителя в неполной семье на дату обращения за пособием, а также не менее 6 месяцев в общей сложности в календарном году, предшествующем году обращения за ним (п. 2 ст. 16 Закона N 7-З).
В случае когда брак не расторгнут, но супруг содержится в учреждении уголовно-исполнительной системы, семья рассматривается как неполная (абз. 5 ч. 1 п. 6 Положения о пособиях).
В описанной ситуации отец ребенка находится в исправительном учреждении, поэтому семья рассматривается как неполная и условие занятости должно выполняться в отношении матери. И в 2021 году, и на дату обращения она работала.
Пособие на детей старше 3 лет назначается ежегодно с 1 января, если обращение за ним последовало не позднее 30 июня (подп. 3.4 п. 3 ст. 3, п. 1 ст. 16, подп. 3.6 п. 3 ст. 22 Закона N 7-З). В нашем случае работница обратилась за пособием в феврале 2022 года, поэтому его надо назначить с 1 января 2022 года.
Вопрос: В семье двое детей старше 3 лет (5 и 10 лет). Старший - ребенок-инвалид. Инвалидность ребенку установлена до 01.11.2021 г. Необходимо ли проходить переосвидетельствование и приостанавливать выплату пособий?
Ответ: Необходимо принять во внимание, что срок инвалидности истекает до срока, установленного Указом Президента РБ №442от 25.11.2020 «О продлении срока действия документов», - до 26 марта 2022 г. включительно, срок ее действия продлевается на 6 месяцев без переосвидетельствования МРЭК – до 01.05.2022 г.
На обоих детей в 2022 г. пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначается по 31.12.2022 г. (на старшего ребенка – 70% БПМ, на младшего – 50% БПМ) с приостановкой выплаты с 01.05.2022 г.
Организация понесла расходы на организацию экскурсии для своих работников: оплата транспорта, входных билетов в музей и услуг экскурсовода. Можно ли к данным расходам применить подп. 9.11 Перечня N 115 и не начислять взносы в ФСЗН?
Под культурным мероприятием понимается мероприятие по публичному созданию, исполнению, показу, распространению и (или) популяризации результатов творческой деятельности, а также по публичному показу, распространению и (или) популяризации культурных ценностей (п. 1 ст. 209 Кодекса о культуре). К культурным мероприятиям относятся культурно-зрелищные мероприятия, кинематографические мероприятия, фестиваль, конкурс, выставка, обзор, мастер-класс, конференция, пленэр, форум, акции и иные мероприятия (п. 2 ст. 209 Кодекса о культуре).
Музей - организация культуры, роль которой заключается в сохранении и популяризации материального и нематериального культурного наследия (подп. 4.2 ст. 51, ст. 159 Кодекса о культуре).
Таким образом, экскурсию, программой которой предусмотрено посещение музея, можно квалифицировать как культурное мероприятие. Соответственно на основании подп. 9.11 Перечня N 115 суммы средств работодателя, направленные на проведение этого мероприятия, в частности, оплата транспорта, услуг экскурсовода, входные билеты не являются объектом для начисления взносов в ФСЗН. Проведение культурного мероприятия должно быть оформлено в ЛПА.
Обращаем внимание, что в случае если программой экскурсии кроме культурных предусмотрены и иные мероприятия, например, шоппинг, развлекательные мероприятия, то данная экскурсия не относится к подп. 9.11 Перечня N 115. Взносы в ФСЗН следует начислить на сумму расходов организации на проведение такой экскурсии (кроме входных билетов).
Если экскурсия приурочена к общереспубликанским и (или) профессиональным праздничным дням, расходы на ее проведение не являются объектом для начисления взносов в ФСЗН.
Является ли объектом для начисления взносов в ФСЗН стоимость бланков грамот, рамок, папок, нагрудных знаков, вручаемых работникам за результаты работы, а также за многолетний труд в организации и в связи с юбилеем работника?
Ответ: Нет.
Одной из форм морального поощрения работников, направленных на стимулирование повышения результативности труда, мотивацию к работе, является вручение им грамот (в т.ч. оформленных в рамки, папки), нагрудных знаков за результаты работы, а также за многолетний труд в организации и в связи с юбилеем работника. Их стоимость является расходами организации, связанными с ее деятельностью, и не относится к выплатам в пользу работника (абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 118-З). Таким образом, стоимость бланков грамот, рамок, папок, нагрудных знаков, вручаемых работникам, не является объектом для начисления взносов в ФСЗН.
Также отметим, что, как правило, поздравление работников производится при проведении мероприятий, связанных с осуществляемой работодателем деятельностью. Понесенные работодателем расходы по организации указанных мероприятий, в том числе на приобретение сувенирной продукции (грамот, папок, рамок, значков), не являются объектом для начисления взносов в ФСЗН в соответствии с подп. 9.10 Перечня N 115.
Вопрос: Организация «А» начислила и выплатила дивиденды, будут ли данные выплаты являться объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН?
Ответ: Нет, данные выплаты не являются объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее – взносы) в ФСЗН.
Объектом для начисления взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем N 115 от 25.01.1999 г., но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (п. 1 ст. 4 Закона N 118-З).
Согласно пункту 14, Перечня № 115, не начисляются взносы в ФСЗН на дивиденды и приравненные к ним доходы.
Вопрос: Организация «А» оплатила медицинский осмотр водителей, будут ли данные расходы являться объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН?
Ответ: Нет, расходы организации, направляемые на медицинский осмотр водителей, не являются объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее – взносы) в ФСЗН.
Объектом для начисления взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем N 115 от 25.01.1999 г., но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (п. 1 ст. 4 Закона N 118-З).
Согласно подпункта 9.8 Перечня № 115, не начисляются взносы в ФСЗН на суммы средств работодателя, направляемые (возмещаемые) на (за) проведение медицинских осмотров в соответствии с законодательством, профилактических прививок (вакцинации).
В состав законодательства входят в том числе нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного правления (п. 1, абз. 8 п. 2 ст. 3 Закона N 130-З). Соответственно и Инструкция N 74, и Инструкция N 171 относятся к актам законодательства.
Как вернуть излишне уплаченные обязательные страховые взносы в бюджет Фонда?
Согласно статье 19 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь излишне поступившие суммы взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения имеющейся у плательщиков задолженности перед Фондом, а при ее отсутствии - в счет предстоящей уплаты взносов в бюджет фонда либо возврату плательщикам в течение 10 рабочих дней после подачи ими в органы Фонда заявления о возврате сумм взносов с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности в бюджет фонда.
Организация «А» в соответствии с коллективным договором к трудовому отпуску работникам выплачиваются материальная помощь на оздоровление. Необходимо ли начислять обязательные страховые взносы на данную выплату?
Нет, при соблюдении условий.
Объектом для начисления взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем N 115 от 25.01.1999 г., но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (п. 1 ст. 4 Закона N 118-З).
Взносы в ФСЗН не начисляются на суммы материальной помощи, выплаченной нанимателем работнику к отпуску, если в совокупности с иными выплатами социального характера не превышен предел, установленный п.13 Перечня N 115.за календарный год в отношении работника. В 2022 году по основному месту работы – 2 440,00 руб., по внешнему совместительству – 161,00 руб. С суммы превышения взносы исчисляются в общеустановленном порядке
Организация «А» приобрела путёвку в детский лагерь, находящийся в Республики Беларусь за 950,00 руб. Данная путевка выдана работнице без оплаты в июле 2022. Необходимо ли начислять обязательные страховые взносы на данную выплату?
Нет, данная выплата не являются объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее – взносы) в ФСЗН.
Объектом для начисления взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем N 115 от 25.01.1999 г., но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (п. 1 ст. 4 Закона N 118-З).
Согласно подп. 9,6 п. 9, Перечня № 115, не начисляются взносы в ФСЗН на суммы средств работодателя, направленные на приобретение (компенсацию стоимости) путёвок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь детям работников, в том том числе усыновленным, удочеренным, лицам в возрасте до восемнадцати лет, над которыми установлены опека или попечительство.
В организации работает работник, являющийся инвалидом II группы. По результатам переосвидетельствования ему с 14.08.2022 установлена III группа инвалидности. С какой даты работодателю необходимо уплачивать за такого работника обязательные страховые взносы на пенсионное страхование?
Ответ: С 01.09.2022
От уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I или II группы, с месяца, следующего за месяцем, в котором установлена инвалидность. (Статья 12 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 N 118-З "О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"
Данное правило применяется и в случае, если по результатам переосвидетельствования при проведении медико-социальной экспертизы медико-реабилитационными экспертными комиссиями у гражданина изменилась группа инвалидности (с I или II группы на III группу) либо он признан трудоспособным.
Таким образом, уплату обязательных страховых взносов на пенсионное страхование за указанного сотрудника работодателю необходимо производить, начиная с 01.09.2022.
С работницей заключен гражданско-правовой договор на период с 1 по 31 августа 2022 г. Вознаграждение ей выплачено 31 августа 2022 г. в сумме 1000,00 руб. В сентябре 2022 г. она представила листок нетрудоспособности в связи с общим заболеванием с освобождением от работы на период с 28 июля по 10 августа 2022 г. Обязательные страховые взносы с вознаграждения уплачены организацией в полном объеме. Уплата обязательных страховых взносов за работницу более чем за 6 месяцев имеется. Имеет ли право работница на пособие по временной нетрудоспособности и как его исчислить?
Ответ: В приведенной ситуации работница права на пособие по временной нетрудоспособности не имеет, так как случай временной нетрудоспособности наступил у нее до начала действия гражданско-правового договора (28.07.2022). На начало случая временной нетрудоспособности работница является не застрахованной.
Днем возникновения права на пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам является первый день освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами согласно листку нетрудоспособности (пункт 4 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 N 569).
Вопрос: В семье воспитывается ребенок до 3-х лет. Уход осуществляет мать, которая работает по ГПД. Необходимо ли данное пособие выплачивать в размере 50% от установленной суммы?
Ответ: Да, назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия.
* Согласно пункта 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», часть 4 пункта 37 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2013 № 569, лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия, на период действия таких договоров.
Вопрос: В семье воспитывается ребенок до 3-х лет. Уход осуществляет мать, которая работает на 0.75 ставки. Необходимо ли данное пособие выплачивать в размере 50% от установленной суммы?
Ответ: Да, назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия.
Согласно пункта 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и работающим на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного размера пособия.
Работница имеет ребенка в возрасте полутора лет и ей выплачивается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в полном размере. Не выходя на работу, она представила новый листок нетрудоспособности по беременности и родам. В каком размере надо выплачивать пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на первого ребенка во время больничного по беременности и родам?
Ответ: На период отпуска по беременности и родам пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается в размере 100% от установленного размера (п. 6 ст. 13 Закона N 7-З).
Работник уволен 10 июня и принят в эту же организацию 20 июня. Как в данном случае применить пятикратную величину средней заработной платы работников в республике при начислении взносов в ФСЗН за этот месяц?
Ответ: В общем случае объект для начисления взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан ограничивается пятикратной величиной средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в ФСЗН (абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 118-З).
В рассматриваемой ситуации указанное ограничение применяется отдельно к выплатам по каждому договору.
Вопрос: Организация «З» просит уточнить, кто имеет право обратиться к нанимателю за назначением пособия на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей
* Ответ: Пунктом 1 статьи 15 Закона N 7-З « О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» определен круг семей, которым полагается пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей:
- в семье воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;
-отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) проходят срочную военную службу, альтернативную службу;
- оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей (мать (мачеха) или отец (отчим)) в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.
Если оба родителя работают в коммерческих организациях со средней численностью работников до 15 человек включительно, религиозных организациях, у индивидуальных предпринимателей, нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных бюро, пособие на детей старше 3 лет назначается в органах по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) заявителя (абз. 5, 6 подп. 3.2.1 ст. 21 Закона N 7-З).
Вопрос: Организация заключила договор добровольного страхования гражданской ответственности за причинение вреда и расходов в связи с профессиональной (врачебной) ошибкой при осуществлении медицинской деятельности. Необходимо ли начислять обязательные страховые взносы?
Ответ: Да, обязательные страховые взносы на данные выплаты начисляются.
*Объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда , но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь .
В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 Перечня, нанимателем по обязательному государственному личному страхованию в соответствии с законодательством, а также по договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что такие договоры заключены на срок не менее одного года);
Следовательно, суммы страховых взносов по договору добровольного страхования гражданской ответственности за причинение вреда и расходов в связи с профессиональной (врачебной) ошибкой при осуществлении медицинской деятельности не входят в данный Перечень, в связи с этим данные выплаты являются объектом для начисления взносов в бюджет фонда.
Складское помещение предприятия расположено в здании, находящемся на удаленном расстоянии от населенного пункта. Остановки общественного транспорта в шаговой доступности от здания также отсутствуют.
Предприятие заключило договор с автобусным парком на доставку работников от станции метрополитена на работу и с работы.
Будут ли являться объектом для начисления в бюджет фонда указанные суммы расходов работодателя?
Ответ. Нет.
Суммы средств нанимателя, направленные на обеспечение деятельности организации, в том числе связанные с производственной необходимостью организации, при наличии подтверждающих документов (гражданско-правовые договоры аренды, договоры оказания возмездных услуг между субъектами хозяйствования и др.) не являются объектом для начисления взносов.
Следовательно, на суммы расходов нанимателя по доставке работников наемным транспортом к месту работы и обратно в целях производственной необходимости на основании заключенного с перевозчиком договора взносы в бюджет фонда не начисляются.
Вопрос: Какие последствия выплаты заработной платы в «конверте»?/p>
Выплачивая заработную плату "в конверте", руководители организаций фактически уходят от отчислений в бюджет фонда. Однако следует помнить, что обман государства порой обходится дорого. Мотивируя работника согласиться на выплату заработной платы "в конверте", наниматель умалчивает, что работник теряет социальную защищенность. Гражданин, который соглашается на работу без заключения с ним трудового договора и, соответственно, на получение заработной платы "в конверте", должен понимать, что он лишает себя права на получение выплат по государственному социальному страхованию, а именно:
- болезнь и временная нетрудоспособность;
- беременность и роды;
- рождение ребенка, уход за ребенком в возрасте до трех лет;
- инвалидность;
- достижение пенсионного возраста;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного или члена его семьи.
Вопрос. У работницы 7 сентября 2020 года родился ребенок. В семье также воспитывается ребенок 10 лет....
Она обратилась за назначением пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и семейного пособия. Право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет у нее возникло 17 ноября 2020 года (после окончания отпуска по беременности и родам). С какой даты следует назначить и выплачивать семейное пособие? С 7 сентября 2020 года (со дня рождения ребенка) или с 17 ноября 2020 года (со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам)?
Ответ. Согласно подпункту 3.5 пункта 3 статьи 22 Закона а Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29.12.2012 № 7-З днем возникновения права на семейное пособие является:
- день рождения младшего ребенка (независимо от назначения пособия по беременности и родам);
- день, с которого назначается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, - при отсутствии оснований для назначения семейного пособия с более ранней даты.
Таким образом, в данном случае семейное пособие следует назначить с 7 сентября 2020 года (со дня рождения ребенка).
Вопрос: Начисляются ли обязательные страховые взносы уплачиваемые работодателем на добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии.
* Ответ: С 1 октября 2022 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» параллельно с существующей пенсионной системой в стране работает механизм дополнительного накопительного пенсионного страхования с финансовой поддержкой государства.
* Если работающий гражданин решит участвовать в данной системе накопительной пенсии, работодатель одновременно будет обязан делать соразмерную доплату взноса (но не более чем 3%). На страховые взносы за счет средств работодателя взносы в бюджет ФСЗН не начисляются (подп. 3.4 , 3.6 п. 3 Указа N 367, подп. 11.2 п. 11 Перечня N 115).
Вопрос: Кто может участвовать в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии и при вступлении в новую программу какие условия договора страхования может выбирать непосредственно сам работник
* Ответ: С 1 октября 2022 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» параллельно с существующей пенсионной системой в стране работает механизм дополнительного накопительного пенсионного страхования с финансовой поддержкой государства.
* Право участвовать в системе дополнительного накопительного пенсионного страхования имеют работающие граждане, за которых работодателем уплачиваются обязательные страховые взносы на пенсионное страхование и которым на дату начала срока нового механизма страхования до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет.
* Осуществлять страхование будет республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита» (далее – государственное предприятие «Стравита»).
* Если работник принял решение участвовать, то к этому подключается и его работодатель. Он будет обязан платить взнос в размере взноса работника, но не более 3%.
Например, работник выбирает взнос на накопительную пенсию в размере 1% от заработной платы. В этом случае еще 1% доплатит его работодатель. В общей сложности в добровольные пенсионные накопления этого работника поступит взнос в размере 2% от его фактической зарплаты.
При трехпроцентном взносе работника работодатель доплатит уже 3%. В пенсионные накопления работника поступят 6% от его заработной платы.
5% платит работник – еще 3% платит работодатель и так далее.
Максимально возможный общий взнос работника и работодателя в новой программе составляет 13%: 10% взнос работника плюс 3% взнос работодателя.
* Тариф можно менять, но не чаще 1 раза в год.
* В любой момент можно приостановить свое участие в программе и затем вернуться к уплате дополнительных взносов.
* Работник выбирает срок выплаты дополнительной пенсии – 5 или 10 лет после достижения общеустановленного пенсионного возраста
Особенности назначения и размер пособия до 12-недельного срока беременности
Основным условием для назначения данного пособия является постановка женщины (в т.ч. суррогатной матери) на учет в организациях здравоохранения Республики Беларусь до 12-недельного срока беременности. При этом женщина должна регулярно посещать учреждение здравоохранения и выполнять предписания врачей в течение всего срока беременности (п. 1 ст. 10 Закона N 7-З). Выполнение данного условия подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии, которое выдается женщине в организации здравоохранения.
Рассмотрим случаи, когда женщина, став на учет до 12-недельного срока беременности, не имеет права на получение данного пособия.
Случай 1. Женщина стала на учет до 12-недельного срока беременности в организации здравоохранения иностранного государства. Право на пособие отсутствует.
Случай 2. Женщина стала на учет до 12-недельного срока беременности в организации здравоохранения Республики Беларусь, но не выполнила предписания врачей, о чем имеется запись в заключении организации здравоохранения. Право на пособие у нее отсутствует.
Размер пособия составляет 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала, действующего на дату рождения ребенка (п. 2 ст. 10 Закона N 7-З).
Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы
К физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся (абзац 10 п. 1 ст. 1 Закона N 118-З):
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты;
- нотариусы независимо от организационной формы осуществления нотариальной деятельности;
- физические лица, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющиеся нотариусами, адвокатами и не признанные плательщиками налога на профессиональный доход;
- граждане, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, участвующие в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза.
- граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь;
- граждане, работающие за пределами Республики Беларусь;
- физические лица, признанные плательщиками налога на профессиональный доход.
Вопрос: Организация «З» просит уточнить, имеет ли право женщина, воспитывающая 3 –х детей: 2 года , 6 лет и 12 лет получать на старших двух детей пособия от 3 до 18 в период воспитания ребенка до 3-х лет? И каков размер данного пособия?
* Ответ: Не имеет.
Право на пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель), воспитывающие одновременно детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет. Согласно статьи 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей» (далее – Закон).
При воспитании в семье двоих и более детей государственное пособие, предусмотренное ст. 14 Закона, назначается и выплачивается одно на семью.
При определении права на пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет учитываются дети в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет, воспитываемые в семье, в том числе усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, и не учитываются дети:
4.1. в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав;
4.2. отобранные из семьи;
4.3. умершие;
4.4. на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 1 настоящего Закона государственные пособия не назначаются и не выплачиваются
Пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет назначается в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.
Вопрос: Женщина находится по уходу за ребенком до 3 лет , ребенку исполнилось 2 года, в семье рождается второй ребенок . Имеет ли право семья на получения пособия на детей от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет.
Ответ: Не имеет.
Согласно статьи 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей» право на пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель), воспитывающие одновременно детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет.
Таким образом, если в семье воспитываются дети до 3 лет, то права на пособие от 3 до 18 лет семья не имеет.
Вопрос: Кто имеет право на пособие в связи с рождением ребенка?
Ответ: Право на пособие в связи с рождением ребенка имеют мать или отец в полной семье, родитель в неполной семье, лицо, усыновившее (удочерившее) ребенка в возрасте до 6 месяцев либо назначенное опекуном ребенка в возрасте до 6 месяцев.
При этом пособие в связи с рождением ребенка назначается:
на ребенка, родившегося за пределами Республики Беларусь, который зарегистрирован по месту жительства в Республике Беларусь, - при условии, если в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу рождения ребенка, один из родителей в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун ребенка были зарегистрированы по месту жительства (имели разрешение на временное проживание в Республике Беларусь) и фактически проживали в Республике Беларусь не менее шести месяцев в общей сложности (за исключением лиц, работающих в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь);
временно проживающим в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства - при условии, если за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование уплачивались не менее шести месяцев в общей сложности до дня возникновения права на пособие в связи с рождением ребенка.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь.
Вопрос: Что является объектом для начисления страховых взносов?
Ответ: Объектом для начисления обязательных страховых взносов являются:
для работодателей и работающих граждан - выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет фонда и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь (далее - перечень выплат), но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы - определяемый ими доход;
для Белгосстраха в отношении лиц, которым осуществляется ежемесячная страховая выплата, - минимальная заработная плата, установленная и проиндексированная в соответствии с законодательством в месяце, за который уплачиваются обязательные страховые взносы; в отношении лиц, которым производится доплата до среднего заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности, - начисленные указанные доплата или пособие;
для организаций, обеспечивавших денежным довольствием, - денежное довольствие.
При этом для физических лиц, указанных в абзаце третьем части первой настоящего пункта, сумма обязательных страховых взносов за год не должна превышать сумму таких взносов, исчисленную из размера шестидесятикратной величины средней заработной платы работников в республике за последний месяц года, предшествующего году, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.
Вопрос. Во время служебное командировки за пределы Республики Беларусь работник предприятия понес с разрешения нанимателя расходы по оплате: - упаковки багажа в аэропорту; - нахождения в бизнес-зале аэропорта (в связи с задержкой рейса). Являются ли указанные расходы объектом для начисления обязательных страховых взносов?
Ответ.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда[1], но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы[2].
Не являются объектом для начисления взносов в бюджет фонда суммы возмещения командировочных расходов, которые производятся в порядке и размерах, установленных законодательством[3].
Также взносы в бюджет фонда не начисляются при возмещении фактически произведенных и документально подтвержденных командировочных расходов по проезду и найму жилья.
Порядок возмещения иных расходов установлен Положением о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176 (далее – Постановление № 176)[4].
Поскольку расходы на упаковку багажа в аэропорту и нахождение в бизнес-зале аэропорта не предусмотрено Постановлением № 176 взносы на указанные расходы следует начислить в общеустановленном порядке.
[1] Перечень выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень)
[2] Статья 4 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»
[3] Пункт 8 Перечня
[4] Пункт 24, 25 Постановление № 176
Предоставление одного дополнительного свободного от работы дня в месяц
Матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю) (далее – родителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего заработка за счет средств государственного социального страхования (далее-свободный день в месяц) [1].
Порядок и условия предоставления свободного дня в месяц определены Инструкцией о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 №34 (далее- Инструкция №34).
При наличии в семье двоих и более детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет предоставляется один свободный день в месяц[2].
Свободный день в месяц предоставляется одному из родителей по основному месту работы ежемесячно в выбранный им по согласованию с нанимателем день месяца независимо от того, работает он на условиях нормальной продолжительности рабочего времени или неполного рабочего времени[3].
Родителю, выполняющему работу на дому либо вахтовым методом, свободный день в месяц не предоставляется[4].
В полной семье право на свободный день в месяц может быть использовано матерью (мачехой) или отцом (отчимом) либо разделено указанными лицами между собой по их усмотрению[5].
Свободный день в месяц не предоставляется, если он приходится на период освобождения работника от работы (трудовой и социальные отпуска, временная нетрудоспособность, простой и другое). При этом свободный день в месяц предоставляется в другой день текущего месяца[6]. Такой перенос согласовывается с нанимателем и оформляется приказом (распоряжением).
Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация 1.
В полной семье воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до восемнадцати лет. Имеет ли работающая мать ребенка право на один дополнительный свободный от работы день в месяц, если отец ребенка является индивидуальным предпринимателем, а она работает на условиях не полного рабочего времени? Может ли отец воспользоваться правом на свободный день в месяц?
Ответ.
Основанием для предоставления свободного от работы дня в месяц является проживание и воспитание ребенка-инвалида в семье, занятость родителя (независимо от полноты рабочего времени) и непредставление свободного от работы дня в месяц второму родителю.
Так как свободный день в месяц предоставляется родителю по основному месту работы, отец ребенка, являющийся индивидуальным предпринимателем, не может воспользоваться правом на свободный от работы день в месяц ввиду отсутствия нанимателя.
Таким образом, мать имеет право на свободный день в месяц, не зависимо от того, что работает на условиях неполного рабочего времени.
Ситуация 2.
В семье воспитывается ребенок-инвалид до восемнадцати лет, мать ребенка работает дистанционно (из дома). Семья не полная. Имеет ли она право на один дополнительный свободный от работы день в месяц?
Ответ.
Независимо от того, что дистанционной работой считается работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя[7], данный вид выполнения работ не относиться к понятию работников-надомников[8], которым свободный день в месяц не предоставляется.
Таким образом, мать имеет право на свободный день в месяц, не зависимо от того, что она работает из дома.
Ситуация 3.
В семье воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до восемнадцати лет. Ежемесячно матери предоставляется один дополнительный свободный от работы день в месяц. В марте ей предоставлен трудовой отпуск на 21 календарный день. Период трудового отпуска приходится на выбранный свободный день в месяц. Имеет ли она право на один дополнительный свободный от работы день в месяц в марте?
Ответ.
Свободный день в месяц не предоставляется матери, если он приходится на период освобождения работницы от работы в связи с трудовым отпуском. Однако, это, не является основанием для отказа в предоставлении свободного от работы дня в марте.
Таким образом, по желанию матери свободный от работы день может быть перенесен на другой день марта. Такой перенос должен быть согласован с нанимателем на основании заявления матери, составленного в произвольной форме. В данном случае так же оформляется приказ либо распоряжение нанимателя.
Следует обратить внимание, что суммирование и перенос свободных дней в месяц в целях предоставления их в совокупности не допускается[9].
Ситуация 4.
Мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, работает в организации по основному месту работы на условиях неполного рабочего времени 0,75 ставки и на условиях внутреннего совместительства на условиях неполного рабочего времени 0,25 ставки. Имеет ли она право на один дополнительный свободный от работы день в месяц по двум должностям?
Ответ.
Так как свободный день в месяц предоставляется родителю, воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, по основному месту работы, следовательно, по месту работы на условиях внутреннего совместительства мать не сможет воспользоваться свободным днем в месяц.
Таким образом, мать ребенка имеет право на свободный день в месяц по основному месту работы, не зависимо от того, что работает на условиях неполного рабочего времени. При этом, если по графику работы по договору совместительства, у нее будут рабочие часы в предоставленный свободный от работы день по основному месту работы, ей необходимо будет приступить к работе по внутреннему совместительству.
Консультационно-аналитический
отдел Мингоруправления ФСЗН
Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь
[1] Часть 1 статьи 265 Кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999 №296-З «Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее-ТК);
[2] пункт 2 Инструкции №34;
[3] пункт 2 Инструкции №34;
[4] пункт 2 Инструкции №34;
[5] пункт 3 Инструкции №34;
[6] пункт 6 Инструкции №34;
[7] статья 307-1 ТК;
[8] статья 304 ТК;
[9] пункт 2 Инструкции №34.
Вопрос. Предприятием согласно Положению об организации оздоровления работников, членов их семей и на основании протокола заседания комиссии по оздоровлению и санаторно-курортному лечению выдаются путевки работнику предприятия и членам его семьи (супруге (супругу) и детям). 70 процентов от полной стоимости выделенной путевок оплачивает организация. Следует ли начислять обязательные страховые взносы на суммы средств предприятия, направленные на компенсацию по частичной оплате путевок для работника и членов его семьи (супруга (супруги) и детей)?
Ответ.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее - взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда[1], но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь[2].
В соответствии с подпунктом 9.6. пункта 9 Перечня не являются объектом для начисления взносов в бюджет фонда суммы средств работодателя, направляемые (возмещаемые) на (за) приобретение (компенсацию стоимости) путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь[3] детям работников, в том числе усыновленным, удочеренным, лицам в возрасте до восемнадцати лет, над которыми установлены опека или попечительство.
Также не являются объектом для начисления взносов в бюджет фонда выплаты, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, полученные работником в виде материальной и (или) иной помощи, оплаты стоимости путевок, билетов на культурные мероприятия, услуг физкультурно-оздоровительного характера, включая оплату абонементов, призов, подарков (за исключением выплат, указанных в подпункте 9.6 пункта 9 и пункте 12 Перечня), от работодателя:
- по основному месту работы – в размере, предусмотренном в абзаце втором части первой пункта 23 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь, в течение календарного года. Для 2024 года этот предел равен 3 151 рубль;
- при работе по внешнему совместительству – в размере (применительно к каждому работодателю), предусмотренном в абзаце третьем части первой пункта 23 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь, в течение календарного года. В 2024 году такой размер составляет 208 рублей[4].
Таким образом, не являются объектом для начисления взносов в бюджет фонда суммы средств работодателя, направленные на приобретение (компенсацию по частичной оплате) путевки для работника и членов его семьи (супруга (супруги), если в совокупности с иными выплатами социального характера не превышен предел, установленный пунктом 13 Перечня.
В случае если санаторно-курортная (оздоровительная) организация не поименована в постановлении № 610, то к средствам работодателя, направленным на приобретение (компенсацию по частичной оплате) путевки для ребенка работника также необходимо применить норму пункта 13 Перечня.
[1] Перечень выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее - Перечень)
[2] Статья 4 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 118-З)
[3] Путевки в учреждения, поименованные в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 26.10.2021 № 610 «О перечнях санаторно-курортных и оздоровительных организаций» (далее – постановление № 610)
[4] Пункт 13 Перечня
В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ В ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЗА ПОЛУЧЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ
Выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пособий по временной нетрудоспособности, на погребение, оплата одного дополнительного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (далее - пособия), производится плательщиками в счет начисленных обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда) (ч. 1 п. 10 Инструкции о порядке финансирования расходов на выплату пенсий, пособий и других социальных выплат, механизме возврата излишне перечисленных платежей и реализации права обратного требования (регресса), утвержденной постановлением Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2022 г. № 9, далее - Инструкция № 9).
При этом пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, на погребение выплачиваются за текущий месяц в счет начисленных обязательных страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет фонда за текущий месяц.
При превышении суммы начисленных пособий над суммой платежей в бюджет фонда либо несвоевременной выплаты заработной платы плательщики могут обратиться в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) за финансированием расходов на выплату пособий (ч.2 п.10 Инструкции № 9).
Отметим, что сумма денежных средств для перечисления плательщику на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, на погребение определяется как разница между суммой начисленных в текущем месяце пособий и суммой платежей, подлежащих перечислению в бюджет фонда за текущий месяц (ч.3 п.10 Инструкции № 9).
Таким образом, если имеет место превышение суммы начисленных пособий над суммой платежей в бюджет фонда, а также в целях обеспечения своевременной выплаты пособий при задержках в выплате заработной платы плательщик должен обратиться в городской, районный либо районный в городах отдел (сектор) управлений Фонда по месту постановки на учет, предоставив соответствующую заявку на получение денежных средств (ч. 1 п. 11 Инструкции № 9).
Одновременно к заявке на получение денежных средств прилагаются следующие документы (копии документов, заверенные в установленном порядке):
в случае получения денежных средств на выплату пособий при превышении суммы начисленных пособий над суммой платежей в бюджет - подтверждающие обоснованность указанной в заявке суммы средств (включая установленную форму отчетности о средствах бюджета фонда), правильность назначения пособий;
в случае получения денежных средств на выплату пособий в связи с несвоевременной выплатой заработной платы - подтверждающие правильность назначения пособий (ч. 5 и 6 п. 11 Инструкции № 9).
Обращаем внимание, что заявка на получение денежных средств на выплату пособий оформляются в трех экземплярах согласно приложениям 7 – 8 к Инструкции № 9 (ч.3 п. 11 Инструкции № 9).
Перечисление плательщику денежных средств производится в течение 10 рабочих дней (ч.8 и 10 п. 11 Инструкции № 9). Однако, при необходимости запроса из компетентных органов информации и дополнительных документов, заявки рассматриваются в течение пяти рабочих дней после получения ответа на соответствующие запросы (ч. 11 Инструкции № 9).
Отдел исполнения бюджета
МГУ ФСЗН
Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии в вопросах и ответах
Уже почти полтора года в Республике Беларусь действует новый вид пенсионного страхования - добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства, введенный Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии».
Из статьи Вы узнаете о том, как стать участником программы добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии, какие преимущества получает ее участник и сколько работающих граждан на сегодняшний день уже заключили договора добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии.
Вопрос. Какие плюсы у нового механизма страхования?
Ответ. Механизм добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии предполагает участие в формировании дополнительной пенсии не только самого работника, но и его работодателя.
Работник направляет в пенсионные накопления от 1 до 10% своего заработка. Такой же взнос, но не более 3%, делает его работодатель.
Вопрос. Как можно заключить договор добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии?
Ответ. Для заключения договора человеку необходимо обратиться в офис государственного предприятия «Стравита». Также возможность заключения договора предусмотрена через личный кабинет на официальном сайте государственного предприятия «Стравита» (https://stravita.by).
Вопрос. Любой человек, если у него возникнет желание, может заключить договор добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии или есть исключения?
Ответ. Исключения есть.
Не могут принимать участие в данной системе страхования граждане, являющиеся инвалидами 1 и 2 группы, так как за них не уплачиваются взносы на пенсионное страхование и лица, которым до достижения общеустановленного возраста осталось менее трех лет, индивидуальные предприниматели, самозанятые граждане, иные категории граждан, в отношении которых не производятся отчисления взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения. Также не могут участвовать в данной программе лица, работодатели которых находятся в процессе ликвидации или экономической несостоятельности (банкротства).
Вопрос. От чего зависят накопления? Человек может сам определить сколько отчислять дополнительную накопительную пенсию или есть какой-то предел?
Ответ. Размер отчислений в первую очередь зависит от начисленной заработной платы и выбранного тарифа. Человек может сделать выбор в пределах от 1 до 10% от начисленной заработной платы. Важный момент: для участников данной программы предусмотрена льгота по подоходному налогу, а именно право на получение социального налогового вычета на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию. Гарантированное пользование данной льготой позволяет работникам формировать дополнительную пенсию при минимальных собственных затратах.
Вопрос. А как участвует наниматель в новой системе страхования?
Ответ. Участие нанимателя обязательно. Но надо отметить, что нагрузка на нанимателей не возрастет.
Размер страховых взносов, который наниматели уплачивают на пенсионное обеспечение за своих работников (а это 28% от начисленной заработной платы) останется на том же уровне, но эти отчисления будут иначе перераспределены: часть, как и ранее будет уплачиваться в бюджет Фонда социальной защиты, в общую пенсионную систему, а часть, вместе с отчислениями самого работника, будет направлена на личный счет работника, открытый в государственном предприятии «Стравита».
Размер тарифа взноса на страхование дополнительной накопительной пенсии для нанимателя составляет от 1 до 3 % от начисленной заработной платы работника.
Все зависит в первую очередь от того, какой размер отчислений в дополнительное пенсионное страхование намерен направить сам работник.
При желании работника отчислять 1 % от своей начисленной заработной платы, такой же 1 % взносов от начисленной заработной платы наниматель будет перенаправлять на дополнительное пенсионное страхование. Эти суммы будут соединены на одном накопительном счете работника. Т.е. бюджет Фонда социальной защиты получит 27% от начисленной заработной платы работника. Таким образом, нагрузка на нанимателя не увеличится. Еще раз хочется отметить, что участие в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии не повлияет на право и размер пенсии по возрасту.
Аналогичная синхронность будет сохраняться при выборе работником тарифа на дополнительное пенсионное страхование 2% или 3% от начисленной заработной платы. В случае выбора работником более высокого тарифа (4-10 процентов) для нанимателя он остается на уровне 3%.
Вопрос. Возможно ли изменить выбор процента для отчислений?
Ответ. Изменить размер своих отчислений возможно единожды в календарном году страхования. Для этого необходимо обратиться в государственное предприятие «Стравита» с соответствующим заявлением. Об этом решении также обязательно следует проинформировать нанимателя.
Вопрос. Договор страхования можно расторгнуть?
Ответ. Нет, договор расторгнуть нельзя. Гражданин вправе в любой момент приостановить (возобновлять) участие в добровольном страховании накопительной пенсии.
Вопрос. Если работник заключил договор дополнительного пенсионного страхования и уведомил об этом работодателя, то работодатель обязан присоединиться к участию в данной программе?
Ответ. Верно. Исключения составляют наниматели, которые находятся в процессе ликвидации и (или) экономической несостоятельности (банкротства).
Вопрос. Как будет рассчитываться размер дополнительной накопительной пенсии?
Ответ. На момент достижения участником программы общеустановленного пенсионного возраста на его лицевом счете будет накоплена страховая сумма, которая будет разделена на количество месяцев получения дополнительной накопительной пенсии (60 или 120 месяцев, т.е. 5 или 10 лет).
Страховая сумма (сумма накопленной пенсии) – фактически уплаченные страховые взносы минус расходы на ведение дела, плюс норма доходности (ставка рефинансирования) плюс дополнительная доходность (страховой бонус) на последнюю дату каждого месяца в течение срока страхования.
Вопрос. А накопленную страховую сумму можно получить раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста?
Ответ. Такое возможно только в случае установления участнику программы инвалидности 1 или 2 группы.
В случае ухода участника программы из жизни, пенсионные накопления по новой программе получают их наследники по закону.
Вопрос. Не повлияет ли участие человека в системе добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии на его право на пенсию по возрасту по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»? Пенсии будет две: по возрасту и дополнительная? Или человеку придется выбирать между видами пенсий?
Ответ. Появление новой добровольной пенсионной программы не затрагивает государственные обязательства по солидарной пенсионной системе. Конституционные гарантии по социальному обеспечению граждан в старости, инвалидности, в случае потери кормильца остаются неизменными. Все гарантии государства по трудовым пенсиям и их повышению будут неукоснительно выполняться.
Право на трудовую пенсию по возрасту по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» сохраняется, независимо от того выберет человек добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии или нет. У человека появляется возможность дополнительно производить отчисления в период трудовой детальности для долгосрочного накопления. И получить эти накопления будет возможно только после достижения общеустановленного пенсионного возраста (на сегодняшний день общеустановленный возраст у мужчин – 63 года, у женщин – 58 лет).
Вопрос. Сколько уже заключено договоров добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии, какие тарифы и период получения дополнительной накопительной пенсии выбирали страхователи? В числе страхователей больше мужчин или женщин и в каком возрасте наиболее активно заключали договора?
Ответ. На сегодняшний день заключено 24 620 договоров. Наиболее популярный тариф по договору – 3+3 (выбрали 63%), период получения дополнительной накопительной пенсии 5 лет выбрали 93% страхователей. Из числа страхователей 69% это женщины. Наиболее активно вступают в новую программу страхования лица в возрасте от 48 до 57 лет (45% от общего количества).
Необходимо уже сегодня позаботиться о повышении своего уровня и качества жизни по достижении пенсионного возраста!
Вопрос. Организация в декабре 2024 года планирует провести новогодний утренник для детей работников. Предполагается сладкий стол, анимационная программа, подарки детям работников в виде кондитерских изделий. Будут ли эти расходы выплатами в пользу родителей детей?
Ответ.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда[1], но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы[2].
Расходы работодателя на питание и развлекательную программу в рамках мероприятий, приуроченных к общереспубликанским праздничным дням не являются объектом для начисления взносов в бюджет фонда в соответствии с подп. 9.11. п. 9 Перечня № 115.
Новый год - общереспубликанский праздничный день - подп. 2.2.1. Указа № 157.
Также не являются объектом для начисления взносов в бюджет фонда бесплатно выдаваемые работникам подарки в виде кондитерских изделий их детям в связи с отмечаемым праздничным днем - Новым годом (подп. 9.6. п. 9 Перечня № 115).
[1] Перечень выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень)
[2] Статья 4 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»