Административная ответственность
Отчётность
Сроки представления документов персонифицированного учета и ведомственной отчетности
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» от 6 января 1999г. №230-З плательщики обязаны представлять в органы Фонда сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета.
Основные требования по заполнению документов персонифицированного учета и сроки их представления определены в Правилах индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1997 г. № 837.
Плательщиками представляются:
- анкета застрахованного лица по форме ПУ-1 (далее - форма ПУ-1);
- сведения о приеме и увольнении по форме ПУ-2 (далее – форма ПУ-2);
- индивидуальные сведения по форме ПУ-3 (далее – форма ПУ-3).
Форма ПУ-1 (тип формы – регистрация) представляется:
работодателем - в течение 5 рабочих дней со дня приема на работу физического лица, не имеющего страхового свидетельства государственного социального страхования (далее – страховое свидетельство), на основании информации, содержащейся в документе, удостоверяющем личность, или документе для выезда за границу,
физическим лицом, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы;
Форма ПУ-1 (тип формы – изменение анкетных данных) представляется:
работодателем - в течение 5 рабочих дней со дня предъявления застрахованным лицом документа, удостоверяющего личность, или документа для выезда за границу, подтверждающего факт изменения анкетных данных, который застрахованное лицо обязано представить работодателю в течение месяца с момента получения документа, удостоверяющего личность, или документа для выезда за границу, подтверждающего изменения,
физическим лицом, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы, - в течение месяца со дня получения документа, удостоверяющего личность, или документа для выезда за границу, подтверждающего факт изменения анкетных данных;
Форма ПУ-1 (тип формы – восстановление свидетельства социального страхования) представляется при утере страхового свидетельства, его непригодности и других аналогичных случаях:
работодателем - в течение 5 рабочих дней со дня письменного обращения застрахованного лица,
физическим лицом, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы.
Форма ПУ-2 (тип формы – исходная) представляется работодателем не позднее 10-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, а также при возникновении необходимости корректировки представленной ранее информации.
Форма ПУ-3 (тип формы – исходная) представляется:
плательщиком, кроме индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, один раз в квартал в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, а также при возникновении необходимости корректировки представленной ранее информации;
физическим лицом, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы, один раз в год не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.
Форма ПУ-3 (тип формы - отменяющая) представляется при возникновении необходимости;
Форма ПУ-3 (тип формы - назначение пенсии) представляется в течение 5 рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одного вида пенсии на другой) работодателю, в орган по труду, занятости и социальной защите, в орган Фонда.
С 01.10.2019 документы персонифицированного учета (анкета застрахованного лица по форме ПУ-1, сведения о приеме и увольнении по форме ПУ-2, индивидуальные сведения по форме ПУ-3, пояснительная записка к пачкам документов персонифицированного учета, содержащим формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения»), представляются с новым именем файла. ДПУ передаются через корпоративный портал Фонда 2.0 (portal2.ssf.gov.by) при наличии действующего сертификата ГосСУОК и атрибутного сертификата для работы с системами ФСЗН
Форма ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – отчет формы 4-фонд) представляется не позднее 20-го числа после отчетного периода на бумажном носителе нарочным (отчет не направляется почтовым отправлением) или в виде электронного документа, соответствующего требованиям, установленным Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009г. №113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» в порядке и формате, определяемых правлением Фонда.
Формат и основные требования по подготовке плательщиками обязательных страховых взносов отчета формы 4-фонд в электронном виде и в виде электронного документа определены в Инструкции по определению формата формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденной постановлением правления Фонда от 30 октября 2017 г. № 7.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Должностные лица органов Фонда наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:
Статья 12.15. Неуплата или неполная уплата обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование
Неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, предоставляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
Примечание. Не являются административным правонарушением, предусмотренным настоящей статьей, неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование, если указанные взносы уплачены в полном объеме не позднее дня выплаты заработной платы.
Статья 12.17. Предоставление кредита для выплаты заработной платы, выдача или перечисление денежных средств для оплаты труда с нарушением требований законодательства
Предоставление должностным лицом банка юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю кредита для выплаты заработной платы без включения в сумму кредита указанных в заявлении на предоставление кредита сумм страховых взносов и сумм подоходного налога с физических лиц, исчисляемых с суммы данной заработной платы, а равно выдача или перечисление должностным лицом банка с их счетов денежных средств для оплаты труда в расчете за месяц без представления банку платежных инструкций на перечисление подоходного налога и страховых взносов (за исключением страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) либо справок о том, что обязательства по указанным платежам исполнены или срок их исполнения не наступил –
влекут наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.
Примечание. Под страховыми взносами, указанными в настоящей статье, понимаются обязательные страховые взносы и взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статья 24.1. Неисполнение письменного требования (предписания)
Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) об устранении нарушений, о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, об изъятии (отзыве из обращения) опасной продукции, вынесенного в соответствии с законодательным актом уполномоченным должностным лицом государственного органа (организации), либо неинформирование государственного органа (организации) в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) -
влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Статья 24.2. Воспрепятствование проведению проверки, экспертизы
Воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа (организации) в проведении проверки, экспертизы, получении доступа к информационным системам и базам данных или осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению, -
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Статья 24.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, -
влечет наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Статья 24.4. Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий
- Оскорбление должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, -
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин.
- То же деяние, совершенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, -
влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин.
Статья 24.11. Непредставление документов, отчетов и иных материалов
Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, –
влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Примечание. Не является административным правонарушением, предусмотренным настоящей статьей, непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более трех рабочих дней.
Статья 24.58. Непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица
Непринятие руководителем юридического лица или иным лицом, занимающим руководящую должность, необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленным законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интереса, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения, -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин.
Примечание. 1. Под руководителем юридического лица, иным лицом, занимающим руководящую должность, в настоящей статье понимается физического лицо:
занимающее должность руководителя или заместителя руководителя юридического лица, а равно иную должность, предусматривающую осуществление организационно-распорядительных (руководящих, организующих, направляющих, координирующих и контролирующих) функций в отношении юридического лица, его структурных (обособленных) подразделений, работников и направлений деятельности;
занимающее должность руководителя управляющей организации, иное уполномоченное лицо этой организации, а равно индивидуальный предприниматель – управляющий в случае, если полномочия по управлению юридическим лицом в соответствии с договором переданы управляющей организации или индивидуальному предпринимателю – управляющему;
председатель ликвидационной комиссии, ликвидатор, управляющий по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
- Под надлежащей организацией деятельности юридического лица в настоящей статье понимается выполнение руководителем этого лица или иным лицом, занимающим руководящую должность, возложенных на них законодательством обязанностей и (или) их должностных обязанностей.
Статья 25.2. Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении
Воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо, ведущее административный процесс, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или с целью добиться незаконного решения –
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Статья 25.4. Заведомо ложные объяснение, заявление, заключение эксперта, заведомо неправильный перевод
Заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего, либо заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения, либо заведомо ложное заключение эксперта, либо сделанный переводчиком заведомо неправильный перевод по делу об административном правонарушении, а равно заведомо ложное показание свидетеля, либо заведомо ложное заключение эксперта, либо сделанный переводчиком заведомо неправильный перевод при осуществлении конституционного судопроизводства -
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Статья 25.5. Отказ либо уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей
Отказ либо уклонение без уважительных причин свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей по делу об административном правонарушении -
влекут наложение штрафа в размере от восьми до тридцати базовых величин.
Примечание. Лицо не подлежит административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.
Статья 25.6. Уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо к судебному исполнителю
Уклонение без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо в орган дознания или предварительного следствия, либо к судебному исполнителю -
влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Наниматель своевременно не обеспечил выплату государственных пособий семьям, воспитывающих детей и не принял необходимые меры по обеспечению их выплаты
Вопрос .
Наниматель своевременно не обеспечил выплату государственных пособий семьям, воспитывающих детей и не принял необходимые меры по обеспечению их выплаты. В организации 5 женщин находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Для выплаты заработной платы и государственных пособий срок установлен 10 число месяца, следующего за истекшим. Государственные пособия выплачены 15 числа. Имеют ли право в данном случае органы Фонда применить меры административного воздействия к руководителю юридического лица?
Ответ:
Обязанность по обеспечению своевременной выплаты государственных пособий семьям, воспитывающих детей, возложена на организации, назначающие и выплачивающие пособия (подп.2.1 ст. 5 Закона №-7-З). Назначенные государственные пособия выплачиваются
по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре - в дни, установленные для выплаты заработной платы (денежного довольствия) в счет начисленных обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Несвоевременность выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, влечет за собой причинение вреда законным правам и интересам женщинам по выплате им сумм причитающихся видов государственных пособий.
В соответствии со статьей 24.58 Кодекса об административных правонарушениях непринятие руководителем юридического лица или иным лицом, занимающим руководящую должность, необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения, -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин.
Должностные лица органов Фонда наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 24.58 КоАП «Непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица»
Начальник Первомайского РО МГУ ФСЗН
Юхновец Ю.В.
УПЛАТА ВЗНОСОВ НА ППС
Коротко об уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Обязательные страховые взносы и взносы на профессиональное пенсионное страхование (далее - взносы на ППС) должны быть уплачены в установленные сроки.
Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц. В случаях, когда день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, плательщики уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим[1].
Организации со средней численностью работников за предыдущий календарный год меньше 100 человек могут уплачивать взносы на ППС раз в квартал. Остальные уплачивают эти взносы каждый месяц. Однако, если организация, уплачивающая взносы поквартально, в текущем календарном году нарушит установленные сроки уплаты, право на поквартальную уплату взносов она утратит. Начиная с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором имеется нарушение, организация должна уплачивать взносы на ППС ежемесячно до конца года[2].
Обращаем Ваше внимание, что плательщик обязан представлять в органы Фонда расчеты, справки, иные материалы и сведения, в том числе о его дебиторах (при наличии задолженности плательщика по платежам в бюджет фонда), связанные с начислением и уплатой обязательных страховых взносов (в том числе об изменении сроков выплаты заработной платы), взносов на ППС и иных платежей в бюджет фонда.
Следует помнить, что:
- Уплата взносов на ППС за работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста, а также за работников, выбравших ежемесячную доплату к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования, не производится[3].
- Если срок уплаты обязательных страховых взносов и взносов на ППС совпадает с выходными днями, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, то уплата взносов производится в рабочий день, предшествующий этим выходным (нерабочим) дням[4].
- Плательщики, уплачивают обязательные страховые взносы и (или) взносы на ППС за работающих граждан, обратившихся с заявлением о назначении (перерасчете) пенсии к плательщику, в орган по труду, занятости и социальной защите, орган Фонда, в течение 5 рабочих дней со дня подачи указанного заявления[5].
Неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на ППС в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, предоставляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин[6].
Примечание. Не являются административным правонарушением, предусмотренным настоящей статьей, неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на ППС, если указанные взносы уплачены в полном объеме не позднее дня выплаты заработной платы.
[1] п.4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь утвержденного Указом «О фонде социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты» от 16 января 2009 г. N 40 (далее – Положение об уплате)
[3] Пункт 5 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»
[4] п.11 Положения об уплате
[5] п.4 Положения об уплате
[6] Ст.12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. N 91-З